«Никита Вершинин» — опера Д. Кабалевского в 4 действиях (8 картинах), либретто С. Ценина по повести и пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69».
Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 26 ноября 1955 г., под управлением А. Мелик-Пашаева; Таллинн, 3 марта 1956 г.
Повесть Вс. Иванова и созданная на ее основе автором одноименная пьеса принадлежат к заметным явлениям советской литературы. Огромную популярность получил поставленный по этой пьесе Станиславским спектакль МХАТа (1927), отразивший размах событий гражданской войны.
Композитор стремился создать народную музыкальную драму о революции. При переделке пьесы переосмыслены некоторые мотивы, многим пришлось пожертвовать. В частности, из числа действующих лиц исключен Васька Окорок, снята сцена с пленным американцем. В пьесе, чтобы преградить путь белогвардейскому бронепоезду, партизан Син Биу ложится на рельсы; в опере поезд остановлен отрядом партизан.
В избу Вершинина врываются белогвардейцы и японцы, они убивают его жену и ребенка. Начинается путь Вершинина-бойца, на который его и раньше призывал коммунист Пеклеванов. В непримиримом конфликте сталкивает автор защитников советской власти Пеклеванова, Знобова, Вершинина, партизан — с одной стороны, и белогвардейцев Незеласова, Обаба — с другой.
Композитор показывает, как идея революции достигает глухой тайги, поднимает людей на борьбу. Большую роль в музыкальной драматургии играет образ тайги как обобщенное выражение народной мощи. Эта музыкальная тема, развиваясь, достигает кульминации в решающей схватке партизан с белогвардейцами; ей противостоят взвинченные, истерические интонации яростно сопротивляющихся врагов. В опере используются также песни революционной эпохи — «Смело, товарищи, в ногу» и «Трансвааль, Трансвааль, страна моя!».
А. Гозенпуд