String Quartet No. 9 (d-moll), Op. 34, B. 75
В судьбе Антонина Дворжака немалую роль сыграл Иоганнес Брамс. Проявляя искренний интерес к творчеству молодого композитора, он одобрил «Моравские дуэты» Дворжака и рекомендовал их берлинскому издателю Фрицу Зимроку. Дворжак намеревался в Вене встретиться с Брамсом, чтобы лично поблагодарить его за благодеяние, но встреча не состоялась – Брамс в то время находился в Лейпциге на гастролях. Ощущая себя обязанным знаменитому и влиятельному композитору и переживая из-за несостоявшегося визита, Дворжак решил выразить свою благодарность другим способом – посвятив Иоганнесу Брамсу новое сочинение, и произведением этим стал Струнный квартет № 9 ре минор.
Брамс с благодарностью принял посвящение, которое он «счел честью для себя», однако заметил, что пишет Дворжак «несколько поспешно» и посоветовал «проставить множество отсутствующих диезов и бекаров» и «отнестись строже к голосоведению». При этом Брамс подчеркивал, что эти советы соотносятся с высокой оценкой: «Очень прошу меня простить, но к такому человеку, как вы, вполне уместно предъявлять высокие требования в этих делах». Иоганнес Брамс не ограничился одобрительной оценкой – он рекомендовал ре-минорный квартет Антонина Дворжака (наряду с ми-мажорным) Зимроку: «То лучшее, что должен иметь музыкант, Дворжак имеет», – утверждал он. Дворжак был благодарен за добрые советы: «Я счел необходимым изменить множество вещей в квартете, так как вы любезно согласились разрешить мне посвятить эту работу вам».
Замысел ре-минорного Струнного квартета возник у Антонина Дворжака еще в начале 1877 г., вскоре после того, как был завершен Фортепианный концерт, однако композитор, занятый другими делами, на время отложил работу над ним. Он вернулся к этому камерно-инструментальному сочинению лишь в конце года. Квартет был написан очень быстро – Дворжак работал над ним всего двенадцать дней – с седьмого по восемнадцатое декабря. Какие чувства владели композитором на момент создания произведения, какие жизненные обстоятельства предшествовали ему? С одной стороны, творческая жизнь Дворжака в то время складывалась весьма удачно – его произведения пользовались успехом, ими (благодаря поддержке Брамса) заинтересовалось известное музыкальное издательство, композитору была назначена государственная стипендия. Но в том, что касается личной жизни, 1877 год стал для Дворжака очень тяжелым – композитор похоронил двух малолетних детей. Противоречивые чувства отразились в произведении.
Отличительная черта образного строя ре-минорного квартета – меланхолическая, мечтательная атмосфера. Это одно из немногих циклических сочинений Дворжака, которые не только начинаются, но и заканчиваются в минорной тональности. В обеих крайних частях, написанных в сонатной форме – первой (Allegro) и четвертой (Poco allegro) – тематизм очерчен очень рельефно, обладают эти части и иными общими чертами: краткая разработка, четко структурированная кода. Как правило, заключительная часть в циклических сочинениях Дворжака бывает носит оптимистический характер, но в данном случае финал – несмотря на его энергичные ритмы – кажется скорее беспокойным, чем светлым или жизнеутверждающим, колорит его представляется омраченным.
Однако особое внимание привлекают средние части. Вторая – Alla polka. Allegretto scherzando – примечательна тем, что она являет собою один из первых образцов использования танцевального ритма польки в камерно-инструментальном циклическом сочинении. В музыке Дворжака здесь ощущается связь с крестьянским фольклором его родной страны: основная тема близка чешской народной песне «Наш пан не может», а тема трио – колыбельной «Баюшки-баю, мой ангел». Однако, несмотря на стилизацию под народный танец, вторая часть не кажется ни радостной, ни беззаботной – даже полька в этом квартете имеет меланхолический оттенок. Третья часть – Adagio – «колеблющаяся» между мажором и минором, покоряет своей лирической взволнованностью и задушевностью.
Струнный квартет № 9 ре минор впервые прозвучал в 1881 г. Он не вошел в число наиболее исполняемых произведений Антонина Дворжака, но его значение в творческом пути композитора было колоссальным: сложности в построении формы, характерные для раннего периода его творчества, были преодолены, творческие поиски увенчались успехом – окончательно сложился индивидуальный композиторский стиль, большую роль в котором играло национальное своеобразие музыкального языка. Девятый квартет отличается сбалансированностью моментов эмоционального напряжения и разрядки, исключительной продуманностью музыкальной драматургии и естественностью тематического развития. Создание Девятого квартета ознаменовало собою выход на новый уровень мастерства – композитор стоял на пороге зрелого периода своего творчества.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →