Камерная музыка

Камерная музыка (от позднелат. camera — комната; итал. musica da camera, франц. musique de chambre, англ. chamber music, нем. Kammermusik) — специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения К. м., как правило, предназначались для исполнения в небольших помещениях, для домашнего музицирования (отсюда назв.). Этим определялись и используемые в К. м. инстр. составы (от одного исполнителя-солиста до неск. исполнителей, объединяемых в камерном ансамбле), и типические для неё приёмы муз. изложения. Для К. м. характерны тенденция к равноправию голосов, экономия и тончайшая детализация мелодич., интонац., ритмич. и динамич. выразит. средств, искусная и многообразная разработка тематич. материала. К. м. обладает большими возможностями передачи лирич. эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека.

Хотя истоки К. м. восходят к эпохе средневековья, термин «камерная музыка» утверждается в 16–17 вв. В этот период под К. м., в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. Придворная музыка и называлась «камерной», а исполнители, работавшие в придв. ансамблях, носили звание камер-музыкантов.

Разграничение музыки на церковную и камерную наметилось в вок. жанрах в сер. 16 в. Самый ранний из известных образцов К. м. — «L’antica musica ridotta alla moderna» Николо Вичентино (1555). В 1635 в Венеции Дж. Арригони опубликовал вокальные «Concerti da camera». В качестве камерных вок. жанров в 17 — нач. 18 вв. развивались кантата (cantata da camera) и дуэт. В 17 в. наименование «К. м." было распространено на инстр. музыку. Первоначально церк. и камерная инстр. музыка не различались по стилю; стилевые различия между ними ясно выступили лишь в 18 в. Так, И. И. Кванц в 1752 писал, что К. м. требует «более оживления и свободы мыслей, чем церковный стиль». Высшей инстр. формой стала циклич. соната (sonata da camera), сформировавшаяся на основе танц. сюиты. Наибольшее распространение получила в 17 в. трио-соната с её разновидностями — церк. и камерной сонатами, несколько меньшее — сольная соната (без сопровождения или с сопровождением basso continuo). Классич. образцы трио-сонат и сольных (с basso continuo) сонат создал А. Корелли. На рубеже 17–18 вв. возник жанр concerto grosso, вначале также подразделявшийся на церк. и камерную разновидности. У Корелли, напр., это деление проводится очень чётко — из 12 созданных им concerti grossi (op. 7) 6 написаны в церковном, а 6 — в камерном стиле. По содержанию они аналогичны его же сонатам da chiesa и da camera. К сер. 18 в. подразделение на церк. и камерный жанры постепенно утрачивает значение, но всё яснее выступает различие К. м. и музыки концертной (оркестровой и хоровой).

В сер. 18 в. в творчестве Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа, Л. Боккерини, В. А. Моцарта сформировались классич. виды инстр. ансамбля — соната, трио, квартет и т. д., сложились типич. инстр. составы этих ансамблей, установилась тесная связь между характером изложения каждой партии и возможностями инструмента, для к-рого она предназначена (ранее, как известно, композиторы зачастую допускали исполнение своего сочинения разл. составами инструментов; напр., Г. Ф. Гендель в ряде своих «соло» и сонат указывает несколько возможных инстр. составов). Обладающий богатыми выразит. возможностями, инстр. ансамбль (особенно смычковый квартет) привлекал внимание почти всех композиторов и стал своего рода «камерной ветвью» симф. жанра. Поэтому в ансамбле получили отражение все осн. направления муз. иск-ва 18–20 вв. — от классицизма (Й. Гайдн, Л. Боккерини, В. А. Моцарт, Л. Бетховен) и романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и др.) до ультрамодернистских абстракционистских течений совр. бурж. «авангарда». Во 2-й пол. 19 в. выдающиеся образцы инстр. К. м. создали И. Брамс, А. Дворжак, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, в 20 в. — К. Дебюсси, М. Равель, М. Регер, П. Хиндемит, Л. Яначек, Б. Барток, Б. Бриттен и др.

Огромный вклад в К. м. внесли рус. композиторы. В России распространение камерного музицирования началось в 70-х гг. 18 в.; первые инстр. ансамбли написал Д. С. Бортнянский. Дальнейшее развитие К. м. получила у А. А. Алябьева, М. И. Глинки и достигла высочайшего художеств. уровня в творчестве П. И. Чайковского и А. П. Бородина; их камерные сочинения характеризуются ярко выраженным нац. содержанием, психологизмом. Большое внимание уделяли камерному ансамблю А. К. Глазунов и С. В. Рахманинов, а для С. И. Танеева он стал осн. родом творчества. Исключительно богато и многообразно камерное инстр. наследие сов. композиторов; его главные линии — лирико-драматическая (Н. Я. Мясковский), трагедийная (Д. Д. Шостакович), лирико-эпическая (С. С. Прокофьев) и народно-жанровая.

В процессе историч. развития стиль К. м. претерпел значит. изменения, сближаясь то с симфоническим, то с концертным («симфонизация» смычковых квартетов у Л. Бетховена, И. Брамса, П. И. Чайковского, черты концертности в «Крейцеровой» сонате Л. Бетховена, в скрипичной сонате С. Франка, в ансамблях Э. Грига). В 20 в. наметилась и противоположная тенденция — сближение с К. м. симф. и конц. жанров, особенно при обращении к лирико-психологич. и философским темам, требующим углубления во внутр. мир человека (14-я симфония Д. Д. Шостаковича). Симфонии и концерты для небольшого количества инструментов получили в совр. музыке широкое распространение, став разновидностью камерных жанров (см. Камерный оркестр, Камерная симфония).

С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в муз. иск-ве заняла вок. К. м. (в жанрах песни и романса). Исключит. внимание ей уделяли композиторы-романтики, к-рых особенно привлекал лирич. мир чувств человека. Они создали отточенный, разработанный в тончайших деталях жанр вок. миниатюры, а также вок.-песенные циклы, объединённые одной идеей («Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана и др.). Во 2-й пол. 19 в. много внимания вок. К. м. уделял И. Брамс. На рубеже 19–20 вв. появились композиторы, в творчестве к-рых камерные вок. жанры заняли ведущее положение (X. Вольф в Австрии, А. Дюпарк во Франции). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); исключит. художеств. высот достигли в камерных вок. сочинениях М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. Многочисл. романсы и камерные вок. циклы создали сов. композиторы (А. Н. Александров, Ю. В. Кочуров, Ю. А. Шапорин, В. Н. Салманов, Г. В. Свиридов и др.). В течение 20 в. сложился отвечающий природе жанра камерный вок. исполнительский стиль, основанный на декламационности и выявлении тончайших интонационно-смысловых деталей музыки. Выдающейся рус. камерной исполнительницей нач. 20 в. была М. А. Оленина-Д’Альгейм. Крупнейшие совр. заруб. камерные исполнители-вокалисты — Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, Л. Маршалл, в СССР — А. Л. Доливо-Соботницкий, Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова и др.

Многочисленны и разнообразны камерные инстр. миниатюры 19–20 вв. В их числе фп. «песни без слов» Ф. Мендельсона-Бартольди, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, камерные фп. сочинения малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, «Мимолётности» и «Сарказмы» С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, скрипичные пьесы типа «Легенды» Г. Венявского, «Мелодии» и «Скерцо» П. И. Чайковского, виолончельные миниатюры К. Ю. Давыдова, Д. Поппера и т. д.

В 18 в. К. м. предназначалась исключительно для домашнего музицирования в узком кругу знатоков и любителей. В 19 в. начали устраиваться и публичные камерные концерты (самыми ранними были концерты скрипача П. Байо в Париже, состоявшиеся в 1814); к сер. 19 в. они стали неотъемлемой составной частью европ. муз. жизни (камерные вечера Парижской консерватории, концерты РМО в России и т. д.); возникли организации любителей К. м. (Петерб. об-во К. м., осн. в 1872, и др.). Сов. филармонии регулярно устраивают камерные концерты в спец. залах (Малый зал Моск. консерватории, Малый зал им. М. И. Глинки в Ленинграде и др.). С 1960-х гг. концерты К. м. даются и в больших залах. Произв. К. м. всё шире проникают в конц. репертуар исполнителей. Из всех видов ансамблевого инстр. исполнительства наиболее популярным стал смычковый квартет.

Литература: Асафьев Б., Русская музыка от начала XIX столетия, М. — Л., 1930, переизд. — Л., 1968; История русской советской музыки, т. I–IV, М.,1956–1963; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1967; её же, Мастера советского романса, М., 1970; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; его же, Мастера советского камерно-инструментального ансамбля, Л., 1964; Altmann W., Kammermusik-Literatur, Lpz., 1910, под загл.: Kammermusik-Katalog, Lpz., 1945; Niесks Fr., Wind instrument chamber music, «ZIMG», Jahrg. V, H. 11, Lpz., 1904; Walthew R. H., The development of chamber music, L., 1909; Prunieres H., La musique de la chambre et de l’ecurie sous le rиgne de Franзois 1-er, «L’Annee musicale», I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Dunhill Th. Fr., Chamber music, L., 1913; Heuss A. v. , Kammermusikabende, Lpz., 1919; Mersmann H., Die Kammermusik, Bd 1–4, Lpz., 1930–1933 (H. Kretzschmars Fuhrer durch den Konzertsaal); Cobbett W. W., Cyclopedic survey oi chamber music, v. 1–2, Oxf., 1929–30, v. 1–3, L., 1963; Ruet N. Musique de chambre, (s. 1.), 1930; Кilbuгn N., Chamber music and its masters, L. — N. Y., 1932; Hutschenruyter W., De geschiedenis der kammermuziek, Hilversum, 1935; Meуеr E. H., English chamber music, L., 1946, 1951; King A. H., Chamber music, L., 1948; Ulrich H., Chamber music, N. Y., 1948, 1958; Rowen R. H., Early chamber music, N. Y., 1949; Rostand Cl., Соeurоу A., Les chefs-d’oeuvre de la musique de chambre, P., 1952; Соeuгоy A., La musique de chambre, P., 1953; Alain O., La musique de chambre, P., 1955 («Les cahiers du Journal musical franзais», 13); Renner H., Zentner W., Wurz A., Greis S., Reclams Kammermusik-Fuhrer, Stuttg., 1955, 1962; Robertson A., Chamber music, Harmondsworth (Middlesex), 1957; Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, Lpz., 1960; Salmen W., Haus- und Kammermusik. Privates Musizieren in gesellschaftlichen Wandel zwischen 1600 und 1900, Lpz., (1969)..

Л. H. Раабен
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


В XVIII веке, когда музыка вышла далеко за пределы церкви, возникло множество жанров музыкального искусства. Знатные меломаны украшали музыкой свою жизнь, она сопровождала их не только в концерте или театре, но и во время увеселительных прогулок на небольших гребных или парусных корабликах — ботах. Так появился особый жанр — «музыка на воде». В хорошую погоду музыкой оглашались парковые пространства — отсюда вышла пленэрная музыка (plein air по-французски — вольный воздух). Но такие развлечения зависели от погоды и были эпизодическими. Наиболее же типичным и распространенным было камерное музицирование, в котором принимало участие обычно небольшое число музыкантов. Ведь латинское слово camera означает «комната, палата». Не случайно старинные сонаты в зависимости от того, для Церковного или для домашнего музицирования они предназначались, — назывались sonata da chiesa — церковная соната и sonata da camera — камерная (или придворная) соната.

В XVIII–XIX веках камерная музыка звучала в гостиных, в салонах, в небольших залах. При дворах были даже специальные должности камер-музыкантов. Несмотря на изменение социальных условий, камерная музыка не исчезла, она получила новые, более демократичные формы бытования в XIX и в XX веке.

Обстановка камерного музицирования предполагает довольно непринужденную атмосферу, когда слушатели и исполнители находятся близко друг к другу. В отличие от больших залов и театров, в камерной обстановке исполнители могут знать всех своих слушателей, хорошо их видеть, играть и петь специально для конкретных знакомых людей, обращаться к ним своим искусством.

Это накладывает отпечаток и на музыку, которая отличается тонкостью, доверительностью, изысканностью, углубленностью. Камерная музыка рассчитана на более узкий круг слушателей, искушенных в этом виде искусства.

Обладая способностью глубоко проникать во внутренний мир человека, камерная музыка, когда ее слушаешь, кажется, написана специально для тебя. Когда вечером ее иногда слышишь по радио, дома становится уютнее, теплее, появляется ощущение комфорта, несуетности, стабильности, традиционности.

Жанров и форм камерной музыки великое множество: сонаты, дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д., романсы, всевозможные миниатюры (ноктюрны, прелюдии, интермеццо и т. п.). Камерными могут быть концерты, кантаты, фантазии, сюиты, фуги. В XX веке стали писать произведения, которые так и называются «камерная музыка».

Камерная музыка может быть вокальной, инструментальной, смешанной, ансамблевой и сольной; хоровой, оркестровой и даже театральной. Вот почему камерными сейчас называются самые разные музыкальные коллективы, например Камерный хор под управлением В. Полянского, Камерный оркестр В. Третьякова, Московский камерный музыкальный театр имени Б. Покровского и др. Многие из них выступают не только в малых, но и в больших концертных залах. Грани между камерным и некамерным искусством не всегда бывают четкими. Например, симфонии Моцарта исполняют как симфонические, так и камерные оркестры. Зная это, вы всегда поймете, когда понятие «камерная музыка» используется в общем, в конкретном или в условном плане.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Минор Теория музыки
Музыкальная эксцентрика Термины и понятия

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Скоморохи Национальные культуры
Тарелки Музыкальные инструменты
Элегия Музыкальные жанры
Фермата Термины и понятия
Орган Музыкальные инструменты
Тон Термины и понятия
Израильский балет Балет и танец
Руны Национальные культуры
Варшава музыкальная Национальные культуры
Запевала Термины и понятия

Реклама