Piano music
Американский композитор Чарльз Айвз был смелым новатором, на рубеже XIX-XX столетий предвосхитившим многие достижения авангарда. Его новаторство в первую очередь проявлялось в музыке инструментальной, в том числе и фортепианной. Сочинения для этого инструмента Айвз создавал во все периоды своего творчества, начиная с юности, среди его фортепианных произведений есть и очень лаконичные пьесы, и монументальные композиции в крупной форме.
Не все фортепианные произведения Чарльза Айвза сохранились. Из сочинений 1890-х гг. уцелел ряд маршевых пьес, из них лишь некоторые были изданы. Для большинства этих сочинений характерна политональность. В 1907 г. – к новогоднему празднику – композитор создал небольшой фортепианный цикл «Пять карикатур». Каждая из пьес цикла заключает в себе контраст. В пьесе «Видимое и невидимое» мелодия, которую композитор называл «красивой и сладкой», разворачивается на фоне сложных ритмов и диссонирующих аккордов. В «Черновике и чистовике» пятидольные ритмические фигуры постоянно перебиваются кластерными созвучиями, а затем возникает популярная мелодия, которая в пору юности Айвза часто звучала во время футбольных матчей. В «Плохих и хороших решениях» подобию нудных гармонических упражнений противопоставляются бурные пассажи и острейшие диссонансы (это можно считать своеобразным творческим кредо композитора: нечто рутинное и банальное – это «плохое решение», нечто радикальное – «хорошее»). В «Песне без слов» Айвз пародирует Феликса Мендельсона-Бартольди (инородные созвучия неожиданно вторгаются в музыку, напоминающую мендельсоновские песни без слов). Еще одна пьеса цикла носит название «Сценический эпизод».
Но в своих фортепианных сочинениях Чарльз Айвз не только пародировал композиторов прошлого, но и следовал их традициям. Например, он намеревался написать двадцать семь фортепианных этюдов – столько же, сколько создал Фредерик Шопен. Этот замысел не был воплощен в жизнь в полной мере, а из того, что было написано, многое утрачено, но сохранившиеся этюды позволяют сделать вывод, что для композитора они были своеобразными «заметками» в процессе импровизации и творческого поиска – некоторые из них даже не производят впечатления завершенных пьес. Но есть и развернутые этюды, они даже снабжены программными заглавиями.
Например, Этюд № 9 получил название «Антиаболиционистские вылазки» (это имеет прямое отношения к истории семьи Айвза, аболиционистом – борцом за освобождение негров – был его дед). В среднем разделе трехчастной формы цитируется мотив судьбы из Симфонии № 5 Людвига ван Бетховена.
Этюд № 5 заглавия не имеет, но известен авторский комментарий к нему: «Не будем ничего делать красиво в угоду тем, у кого трусливые уши!» Пятый этюд и впрямь музыка не для «трусливых ушей» – он исполнен жестких созвучий и сложных ритмических сочетаний, полифонических приемов, которые предъявляют высочайшие требования не только к слушателю, но и к исполнителю – не случайно композитор называл его «трансцендентным» (по аналогии с этюдами Ференца Листа).
Этюду № 20 композитор тоже заглавия не дал, но «внешних» ассоциаций в нем достаточно – он почти полностью построен на цитатах, музыкальный материал организован в концентрической форме.
В некоторых случаях фортепианные произведения становились для Чарльза Айвза эскизами камерно-инструментальных сочинений. Так, из Этюда № 27 «выросло» одно из самых радикальных произведений композитора – «Chromatimelodtune» для фортепиано и квинтета медных духовых. Название это расшифровывается как «Хроматико-мелодический напев». В произведении последовательно проводятся две двенадцатитоновые серии (а ведь пьеса была создана в начале ХХ столетия, до создания додекафонии Арнольдом Шёнбергом!). У этого сочинения непростая судьба: оно было утрачено и в 1962 г. восстановлено по наброскам композитора.
Фортепианная фантазия «Небесная железная дорога» основана на одноименном рассказе классика американской литературы Натаниэля Готорна. В рассказе повествуется о паломниках, направляющихся к святому место на комфортабельном поезде. В повествовании есть и юмор, и элементы фантастики, а современные писателю реалии перемежаются картинами прошлого. Этот необычный сюжет воплощен композитором в виртуозной пьесе.
На эскизах к Этюду № 2 основан цикл «Варьированная ария и вариации», перекликающийся с «Гольдберг-вариациями» Иоганна Себастьяна Баха. Подобно немецкому композитору эпохи барокко, Чарльз Айвз использовал каноны, зеркальные инверсии и другие приемы полифонического развития, встречающиеся в «Гольдберг-вариациях», но назвать это подражанием Баху нельзя – многие моменты предвосхищают конструктивистские тенденции творчества Пауля Хиндемита.
Фортепианная музыка являлось для Чарльза Айвза своеобразной «лабораторией», в которой его творческие поиски не сковывались никакими условностями.
Соната для фортепиано No. 1 →
Соната для фортепиано No. 2, «Конкорд» →