Adagio & Allegro (As-dur), Op. 70
1849 г. стал для Роберта Шумана временем творческого взлета. Рождаются такие произведения, как фортепианный цикл «Лесные сцены», Фортепианное трио № 2, множество песен и романсов, вокальные дуэты, хоровые произведения. В то время композитора увлекала еще одна область музыкального творчества – создание произведений, предназначенных не для концертного репертуара профессиональных музыкантов, а для домашнего музицирования. Однако композитор не стремится создавать нечто развлекательное и легкомысленное – музыкантам-любителям он предлагает произведения, доступные для их скромных исполнительских возможностей, но очень серьезные и глубокие по содержанию. Таков двухчастный цикл – Adagio и Allegro – который Роберт Шуман написал в феврале 1849 г.
На тот факт, что произведение предназначалось для домашнего музицирования, указывает даже состав исполнителей: для фортепиано и валторны или виолончели, или скрипки (фортепиано в любом случае было неотъемлемой частью музыкального быта, а в отношении мелодического инструмента были возможны варианты). Впрочем, включив валторнистов в число возможных исполнителей, Шуман преследовал еще одну цель – «исследовать» возможности хроматической валторны, завоевывавшей позиции в середине XIX столетия. В сравнении с натуральной валторной хроматическая обладала возможностями несравненно более богатыми – и интерес Шумана к этому инструменту принес свои плоды: несколько позже, в том же 1849 г. композитор создает Концертштюк для четырех валторн и большого оркестра.
Композитор обратился к форме, весьма распространенной в то время – многие пьесы состояли из двух разделов: медленного и быстрого. В первом из них музыкант демонстрировал свою кантилену, а во втором – виртуозную технику, но речь шла именно о концертных пьесах, где исполнитель должен был удивить публику, «показав себя», Шуман же использует такую структуру для «домашней музыки»… Это не покажется странным, если вспомнить, что «технику ради техники» композитор вообще не любил, и в его произведениях, какими бы сложными они ни были, нельзя найти пассажей, помещенных там исключительно ради демонстрации виртуозности.
Сопоставление медленного и быстрого темпов становится для композитора выражением глубокого чувства. Не случайно, выставив на обложке итальянские обозначения темпов, в нотах Шуман указывает их по-немецки, обозначая не столько темпы, сколько их эмоциональное наполнение: Langsam, mit innigen Ausdruck (С искренним чувством) – Rasch und feurig (Быстро, с огнем). Медленную часть Шуман первоначально назвал Романсом, но затем заменил заглавие на Adagio. Она действительно исполнена искреннего, поэтического чувства, находящего выражение в широких мелодических ходах, в «необъятном» диапазоне, простирающемся от низкого регистра до высокого. В противоположность кантиленному Adagio, в Allegro бушует пламенная страсть: эффектные триольные мотивы, «взлетающие» пассажи – гаммаобразные и движущиеся по звукам трезвучия. Впрочем, эмоциональная атмосфера Adagio проникает и в Allegro – в его среднем разделе возникает неспешно развертывающаяся мелодия.
Шуман предназначил Adagio и Allegro для домашнего исполнения, но это не означает, что сегодня сыграть это произведение может любой дилетант. В XIX столетии исполнительский уровень любительского музицирования был весьма высок, и композитор, адресуя свое творение музыкантам-любителям, мог позволить себе создать достаточно сложное произведение, и потому сегодня профессионалы – виолончелисты, валторнисты и скрипачи – не стесняются включать Adagio и Allegro в свои концертные программы.
Камерно-инструментальное творчество Шумана →