Прокофьев. «Пасторальная» сонатина, «Прогулка», «Пейзаж»

Three Pieces for Piano, Op. 59

Композитор
Год создания
1934
Жанр
Страна
Россия, СССР
Сергей Сергеевич Прокофьев

Три пьесы для фортепиано, Op. 59 (1934)

Третью сонатину C-dur, ор. 59, названную «Пасторальной», Сергею Прокофьеву, по его словам, «удалось сделать яснее и сонатиннее, чем две предыдущие, op. 54». («Пасторальная сонатина», «Прогулка» и «Пейзаж» ор. 59, а также три пьесы «Мысли» ор. 62 были завершены композитором летом 1934 года.) Действительно, тематический материал ее прост, интонационно естественен. Скромность фактуры и мягкая обаятельность обеих тем (вторая из них относительно более насыщенна) здесь выражены еще более привлекательно, чем в предыдущих сонатинах. В то же время замысел ограниченнее, эмоциональная сторона подчеркнуто нейтральна и преднамеренно нивелированна. Сонатина не имеет динамической кульминации, она как бы вся написана ровной пастелью в светлых матовых тонах, и черты утонченной изобразительности в ней соседствуют на равных правах с мыслью или настроением. Закреплению этой пьесы в репертуаре пианистов способствовало вдохновенное исполнение ее С. Рихтером.

Вошедшие в цикл Трех пьес, ор. 59, кроме названной сонатины, «Прогулка» и «Пейзаж» раскрывают еще в большей степени черты созерцательной изобразительности этого опуса.

Пьеса «Прогулка» изящна, прозрачна, несколько статична. Использованные в ней приемы двухголосия, мягкие и подчеркнуто «пресные» гармонии с преобладанием чистых трезвучий как бы предназначены для любования их примитивной простотой. Пьеса вызывает чувство покоя и сладостного безразличия в духе итальянского «dolce far nienle» («приятного ничегонеделания»).

Такова же в принципе и пьеса «Пейзаж» ор. 59 № 2, написанная в трехчастной форме. Строго говоря, здесь никакого пейзажа или даже настроения, вызванного им, нет (иначе у импрессионистов с их конкретностью в изображении природы или передаче ощущений от нее). Типично этюдна первая тема этой пьесы, с одноголосными клавесинными пассажами в быстром движении, более «пейзажна» вторая тема (медленная середина пьесы). Но, очевидно, именно абстракцию пейзажности, а не какой-либо конкретизированный образ и имел в виду автор.

В. Дельсон

Фортепианное творчество Прокофьева

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама