The most cherished
Оперетта Василия Соловьёва-Седого в трёх действиях, четырёх картинах.
Либретто В. Масса и М. Червинского.
Первое представление состоялось 2 октября 1952 года в Москве.
Действующие лица:
Павел Куликов, комбайнер (тенор или баритон); Настя Макарова, студентка сельскохозяйственного института (сопрано); Елизавета Александровна Макарова, ее мать, вдова, председатель колхоза (сопрано); Тютюкин Василий Васильевич, заведующий почтовым отделением (тенор); Клякушев Кондратий Матвеевич, бывший колхозник; Зина Куликова, сестра Павла, колхозница из бригады Куликова; Евдокия Петровна Захарова, шофер-механик; Миша Горохов, студент института международных отношений; Вася Коротков, студент машиностроительного института (тенор); Игнатий Григорьевич, колхозник; Вера Завьялова, внучка Игнатия, врач; Иван Харитонович, портной; Никита, тракторист из бригады Куликова; Степан, штурвальный из бригады Куликова; Горохов, колхозник; Катя, девушка-колхозница; первая девушка; вторая девушка; третья девушка; колхозники, студенты.
Действие происходит в поселке Заветное в конце 40-х годов.
Над опереттой «Самое заветное» Соловьев-Седой работал в течение 1949—1951 годов. Несмотря на некоторую надуманность конфликта между лирическими героями, либретто отличается жизненностью, теплотой и юмором в обрисовке персонажей, общим высоким литературным уровнем. На этой хорошей основе композитор создал выразительный музыкальный спектакль — оперетту-песню. В ней ярко проявились особенности его дарования: умение создать разнообразные, но всегда выразительные и запоминающиеся песенные мелодии — то лирические, то шутливые, кокетливые или иронические. Наряду с отдельными песенными номерами в оперетте встречаются и большие сквозные музыкальные сцены, насыщенные действием, разнохарактерные, такие, как открывающая спектакль («Вступление, песня девушек и сцена») или финалы актов. Музыкальный язык оперетты — органический синтез русской народной и современной (40-х годов) советской песенности.
Первое действие
Поселок Заветное воскресным утром. Справа — небольшой дом, в котором помещается почта. В глубине видны колхозные поля. Девушки поют обаятельную и лукавую песню о своей доле «Хороша ты, сторонка родная». Все ожидают приезда на каникулы студентов — детей, внуков, племянников, старших друзей. Волнуются и председатель колхоза Макарова, и колхозники Горохов, Игнатий Григорьевич, и, конечно, девушки и парни, в том числе лучший комбайнер колхоза Павел Куликов, влюбленный в Настю Макарову. Павел хочет сделать Насте подарок к свадьбе — завоевать первое место на уборке. Макарова предостерегает его: надо все продумать, составить четкий график и посоветоваться с Настей — ведь она закончила уже три курса института, а у Павла есть опыт, но знаний маловато. Павел переводит разговор на свои чувства к Насте. Об этом его дуэт с Макаровой «Сердце всегда нас тревожит».
После многих лет скитаний в поисках «хорошего места», во время которых он побывал и кондуктором, и официантом, и продавцом, и гардеробщиком, возвращается в родные края Клякушев. Его дуэт с заведующим почтой Тютюкиным «Когда друзья встречаются, им выпить разрешается» полон юмора. Старики уходят «вспрыснуть» встречу, а с другой стороны появляются окруженные родными и друзьями только что приехавшие студенты. Их степенно приветствуют члены правления. Развертывается большая музыкальная сцена: встреча Насти с матерью, затем приветствие Макаровой, обращенное ко всем студентам, встреча Насти с Павлом, разговор (хор) студентов со стариками, требующими у молодежи отчета о достигнутых успехах. Сцена переходит в бодрую, жизнерадостную общую песню «Все экзамены сданы».
Павел предлагает Насте тотчас же сыграть свадьбу. Их дуэт «Мне бы с тобой бы всю ночь бы мечтать бы» рисует его решительный, уверенный в себе характер, которому, любя жениха, подчиняется Настя. И она говорит матери, что, наверное, не вернется в институт, до окончания которого осталось два года: Павел не хочет ждать и, конечно, не собирается отпускать ее доучиваться после свадьбы. Макарова возмущенно говорит об эгоизме Павла. Масштабный финал первого действия объединяет в себе приветственный хор, обращенный к жениху и невесте, негодующие реплики матери, не дающей согласие на свадьбу, возражения Павла и Насти, увещевания старика Горохова.
Второе действие
Первая картина. Полевой стан. Павел объявляет о своей решимости поставить рекорд, но из самомнения, чтобы не терять авторитета перед невестой, не желает с нею советоваться. Даже когда Настя приносит ему график, над которым просидела всю ночь, он не хочет взглянуть и говорит с Настей только о любви. Второй дуэт Насти и Павла «Ждет, волнуясь, ждет, дожидается» отличается широкой, привольной мелодией в ритме баркаролы. Вбегает Зина: Павла вызывают на правление. Насте она рассказывает, что ее мать не верит в рекорд Павла: знаний ему не хватает, а он еще и курсы подготовки в институт бросил... Девушки грустят. Песня Насти и Зины «В небе звездочки не видно» выдержана в духе деревенских «страданий». Появляется Макарова с членами правления. Она твердо решила не рисковать с рекордом Павла и ставить на уборку два комбайна. Настя своим графиком доказывает ей, что уборка одним комбайном — Павла — вполне возможна. И когда приходит Павел, Елизавета Александровна дает согласие на его рекорд, говоря, что график ее убедил. Павел удивленно смотрит на папку. Он так и не понял, что только помощь Насти решила вопрос. Все уходят, оставив на полевом стане лишь мать с дочерью. Настя плачет, Макарова утешает ее. Ласково, задумчиво и задушевно звучит ее ария «Тебе я, доченька, любимая моя». Музыкальный финал картины — начало уборки урожая — открывается величавым распевом-обращением Макаровой «Вся земля в золотом уборе».
Вторая картина. Колхоз «Заветное» празднует день урожая. Звучит праздничный вальс, затем задорный хоровод, снова вальс и веселая общая пляска. Влюбленный в Зину Вася запевает обаятельную песню «Закурю-ка, что ли, папиросу я». А Настя грустит. Ее ария «Золотые дни промчатся мимо» полна любви и тоски.
Зина с Васей выясняют возникшие недоразумения. Их дуэт «По ночной Москве» весел и беззаботен.
Клякушев просит, чтобы его приняли в колхоз, но Макарова отказывает: когда-то его исключили за разбазаривание колхозного имущества, им не нужны такие люди. А если он нуждается в работе, что ж, их дому отдыха требуется сестра-хозяйка.
Приносят телефонограмму: Павел Куликов занял первое место в районе. Все его поздравляют, а он, говоря о своей любви, снова просит дать согласие на свадьбу. Но теперь сама Настя отказывает ему: она глубоко обижена отношением Павла к ее помощи. Бурным ансамблем заканчивается действие.
Третье действие
Колхозный дом отдыха. Студенты приезжают проститься с колхозниками. Павел думает только о размолвке с Настей. Его песня «Мыслью живу я одною» взволнованна и лирична. Клякушев, уверенный, что Евдокия Петровна его любит, ходит павлином, но Евдокия, оказывается, выходит замуж за Тютюкнна. Дуэт жениха и невесты «Наши с вами отношенья» полон теплого юмора.
Студенты собираются уезжать, но Павел их останавливает. Он все понял. Он будет ждать Настю столько, сколько понадобится.
Л. Михеева, А. Орелович