Сюита из оперы «Кола Брюньон» →
«Кола Брюньон» / «Мастер из Кламси» — опера Д. Кабалевского в 3 действиях (8 картинах) с прологом, либретто В. Брагина и композитора по повести Р. Роллана «Кола Брюньон».
Премьера 1-й редакции (в 3 д., 6 к., либретто В. Брагина): Ленинград, Малый оперный театр, 22 февраля 1938 г., под управлением Б. Хайкина; 2-й редакции — там же, 16 апреля 1970 г.
Образы полнокровной, прославляющей радость бытия книги Роллана нелегко перенести на оперную сцену. Рассказ в ней ведется от первого лица. Сохранивший и в старости молодость духа Кола вспоминает прошлое. Действие течет как бы в двух планах: старость и юность соприкасаются, воспоминания и настоящее сливаются. В опере события из воспоминаний перенесены в действительность. В центре — конфликт между художником, резчиком по дереву, молодым Кола и герцогом, который пытается привлечь на свою сторону кламсий-ского мастера. Кола доверчив и временно идет за герцогом. Возникает конфликт между ним и восставшими крестьянами с их вожаком Гамби. В финале Кола разгадывает двуличие герцога. Многие ситуации, и в частности конфликт Кола — Гамби, домыслены автором либретто. Слабость и надуманность некоторых сюжетных положений затруднили работу композитора.
Кабалевский приступил к сочинению, глубоко изучив музыкальную культуру Франции, поставив перед собой задачу, не стилизуя и не подделываясь под старину, раскрыть историю современными средствами. Музыкальные формы «Мастера из Кламси» богаты и разнообразны. Здесь и развитые драматические сцены, и большие монологи, ариозо, ансамбли, хоры, симфонические антракты, обобщающие действие.
В опере даны красочные картины народной жизни: сбор винограда, праздничное веселье, горе при наступлении бедствий (война и чума). Массовые сцены полны мужества, неиссякаемого оптимизма, духовной силы. На этом живописном фоне развертывается драма Кола. Кламсийский мастер жизнелюбив, страстен, самоотвержен, мужествен. Он обладает большой и щедрой душой, лирика его (сцены с Селиной) проникновенна. Необычайно богат внутренний мир героя, неисчерпаема его духовная энергия.
По разнообразию и свежести выразительных средств, по яркой талантливости музыки «Кола Брюньон» — одно из крупнейших достижений советского музыкального театра. Шостакович писал в 1964 г. о первом знакомстве с оперой: «Помню удивительное впечатление от „Мастера из Кламси" в постановке Малегота. Темпераментный спектакль и совершенно обаятельная музыка! Меня захватила ее свежесть, искристая жизнерадостность, юношеская заразительность — свойства тем более ценные, что добыты они весьма простыми выразительными средствами. Композитор и не нуждался в особо сложных приемах. В самом тонусе ярко театральной лирики заключены такая неистребимая жизненная сила, такое противление злу и насилию, что слушатели просто не могли не поддаться ее власти. <...> Безыскусственная народно-песенная стихия „Брюньона", его общий ренессансный тон, ажурный и в то же время вполне земной, юмор и шутка, грустное тепло медленных эпизодов, пленительное моцартианство лирической скерцозности, наконец, некоторые черты ла-догармонического стиля — во всем этом сказался большой художник, музыкант нашего времени. И здесь же, рядом, по контрасту — зловещие „чумные" сцены, а затем победная песня восставшего народа в духе массовой музыки французской революции. „Мастер из Кламси" — воистину весна дарования Кабалевского, дарования по преимуществу оперного, то есть подразумевающего зримую пластику музыкальных образов».
Произведение Кабалевского высоко оценил Р. Роллан.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Кола Брюньон (баритон)
• Селина (Ласочка) (меццо-сопрано)
• Гамби (тенор)
• Жифляр (баритон)
• Мартина, сестра Кола (сопрано)
• Герцог (тенор)
• Мадемуазель де Терм (сопрано)
• Кюре (бас)
• Нотариус (тенор)
• Пуляр, городской старшина (бас)
• Женщина с факелом (сопрано)
• Конюший (баритон)
• Глашатай (тенор)
• Возница (бас)
• Пьяный солдат (баритон)
• Жители Кламси, крестьяне
Действие происходит в бургундском городе Кламси и его окрестностях в конце XVI—начале XVII века.
Солнечный осенний день. В виноградниках девушки собирают урожай. С молодой крестьянкой Селиной заигрывает слуга герцога Жифляр. Девушка прогоняет его: она ждет Кола Брюньона — весельчака, мастера на все руки, прекрасного резчика по дереву, которого любит, но не признается в этом из-за своенравного, гордого характера. Когда он приходит, Селина начинает веселую перепалку. Друг Кола Гамби сообщает Брюньону о том, что Жифляр хочет жениться на Селине. Когда Жифляр попадается на глаза Брюньону, между соперниками завязывается драка. Ее прерывает сигнал, возвещающий о приближении герцога.
Перед замком герцога собрались жители Кламси, чтобы поздравить своего повелителя с возвращением домой. Герцог появляется в сопровождении гостей, среди которых мадемуазель де Терм. Она восхищается прекрасным фонтаном, сооруженным на площади, и хочет видеть мастера, его создавшего. Герцог приглашает Брюньона в замок, чтобы представить знатной даме. Селина, охваченная ревностью, дает согласие на брак с Жифляром, и пьяный кюре тут же венчает их.
В своей мастерской Кола работает над деревянной скульптурой потерянной возлюбленной, которую называет Ласочкой. Появляется герцог со своими гостями. Ему нравится только что законченная работа, и, не слушая возражений Кола, не желающего расстаться с дорогим ему образом, он забирает скульптуру в замок. Оставшегося в одиночестве расстроенного Кола навещают друзья. Гамби рассказывает, что солдаты герцога грабят город, запасы продовольствия приходят к концу, гибнет урожай на опустошенных полях, к тому же солдаты занесли в Кламси чуму. В городе паника, все стремятся его покинуть, чтобы спастись от страшного мора. Кола не уходит: он не может оставить мастерскую, где находятся его творения.
В лачуге на своем винограднике Кола борется с чумой. В бреду ему являются причудливые видения. Могучий организм и воля к жизни побеждают: когда приходят Ласочка и сестра Кола Мартина, чтобы проститься с умирающим, Брюньон встречает их шутками. Однако вскоре ему становится не до шуток: от женщин Кола узнает, что в Кламси начинается восстание, горожане собираются сжечь герцогский замок. В нем собраны лучшие творения мастера, в нем — его Ласочка! И Кола, едва пришедший в себя после тяжелой болезни, спешит спасти свои статуи.
Площадь перед ратушей. Горожане во главе с Гамбой прогоняют бесчинствующих солдат герцога и требуют от городского старшины Пуляра выдачи оружия. Кола пытается освободить Пуляра, но восставшие встречают его насмешками. На площади появляется обезумевшая от горя женщина с зажженным факелом в руках: ее ребенок погиб от чумы. Вооруженные горожане идут к герцогскому замку. Кола спешит опередить их, чтобы предупредить герцога.
В одном из залов замка герцог мрачно глядит в окно на разгорающееся зарево пожара. Жифляр говорит, что Кола во главе восставших идет к замку. Герцог велит сжечь его скульптуры. Сам он в исступлении режет ножом фигуру Ласочки, а затем бежит из замка. Кола, успевший прийти до восставших, видит, что все его статуи уничтожены. Жифляр злорадствует, показывая изуродованную скульптуру Ласочки. Подходят вооруженные кламсийцы. Кола распахивает ворота, восставшие заполняют залу.
История создания
1930-е годы — время активной работы Кабалевского в театре. На разных московских сценах идут спектакли «Земля и небо» братьев Тур, «Мстислав Удалой» И. Прута, «Шутники» А. Островского, «Слава» В. Гусева, «Гибель эскадры» А. Корнейчука, «Дорога цветов» В. Катаева, «Чертов мост» А. Толстого с музыкой Кабалевского. Все это подступы к опере, над которой он начал работу во второй половине 1930-х годов — «Кола Брюньону» по одноименной повести Ромена Роллана (1866—1944). Написанная в 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, повесть увидела свет только после ее окончания, в 1918 году. «Кровавая эпопея, героями и жертвами которой были внуки Кола Брюньона, доказала миру, что «жив курилка», — писал Роллан. Кабалевский был в восторге от этой книги. Ему захотелось воплотить в музыке обаятельный образ Кола-художника, веселого, жизнелюбивого, остроумного, глубоко народного. Либреттист В. Брагин взялся написать канву для оперы «по мотивам и материалам», а не по самой повести. Это было подчеркнуто названием: не «Кола Брюньон», как у Роллана, а «Мастер из Кламси». «Из всего богатства тем, заложенных в книге Ромена Роллана, я остановился на драматическом конфликте между художником и меценатом-герцогом. Этот конфликт особенно остро звучит в наши дни, когда фашизм уничтожает культуру, когда в Германии величайшие произведения мирового искусства сжигаются на площади», — писал композитор.
Кабалевский написал Роллану письмо, в котором подробно изложил свой замысел оперы и просил у писателя разрешения на его воплощение. В марте 1935 года был получен ответ. «Дорогой товарищ Кабалевский, — писал Роллан. — Я доволен, что Вы работаете над переложением на музыку моего «Кола Брюньона». Я не думаю, что Вы должны быть слишком озабочены историческим характером; намного важнее, что это — народный характер, который бесспорно должен иметь народную окраску... Кола — народный персонаж Кламси. Хотя он выдуман, его узнают. Я не был бы удивлен, если б однажды кламсийцы прибили бы дощечку на дом, где он жил. Толкуйте его в Вашей музыке как живого, а не как «привидение» из прошедших времен. Я намереваюсь в ближайшие дни написать Владимиру Брагину. Я вовсе не хочу рисковать тем, чтобы связывать вас обоих в вашей интерпретации моего произведения. Вы должны совершенно свободно следовать своему вдохновению...»
После получения этого доброжелательного письма композитор принялся за работу. «Я около двух лет (если не больше) занимался французской народной музыкой, — вспоминал он. — Изучал все сборники, которые мог достать, в том числе и какие-то уникальные, которые «нигде достать нельзя», и, конечно, пропитался этой чудесной музыкой довольно основательно. Не удивлюсь, если в каких-нибудь мелодиях, которые я считаю своими, особенно в таких эпизодах, как танцы, песни, хороводы, окажутся вкрапленными попевки из французских народных песен». Кабалевский не хотел прибегать к цитатам. Его задачей было создать свою оригинальную музыку, проникнутую духом Франции. Эту задачу он сумел успешно решить.
Премьера оперы состоялась 22 февраля 1938 года в ленинградском Малом оперном театре. Спектакль имел огромный успех, но уже на репетициях композитору бросились в глаза недостатки либретто: оно было чрезвычайно политизировано в духе советских 1930-х годов. Опера заканчивалась народным восстанием, о котором не было и речи в повести, да и в других ее эпизодах была явственна чрезмерная политизация, подчеркивание классового антагонизма. И композитор принял суровое решение: больше оперы нигде не ставить, не издавать ее партитуры. Клавир появился литографически отпечатанный очень маленьким тиражом и сразу стал библиографической редкостью. Через тридцать лет Кабалевский вновь вернулся к своей первой опере, существенно переработав либретто, убрав из него сцену восстания. Новая редакция получила высшую награду страны — Ленинскую премию. Однако на самом деле она менее удачна как по драматургии, так и по музыке, из которой выпали лучшие оркестровые эпизоды. Читателям предлагается первый вариант оперы.
Музыка
«Кола Брюньон» — самое яркое произведение Кабалевского, одна из лучших русских опер советского периода. Она отличается яркостью мелодического материала, почерпнутого из французского фольклора, широким симфоническим развитием, броской театральностью, использованием лейтмотивов.
К лучшим номерам оперы относятся увертюра, полнокровная, блещущая красками, с быстрой веселой песенной мелодией (тема рондо Кола — обаятельная, с мягкими мерцаниями-переливами мажора и минора и ритмическими перебивками, придающими ей особую прелесть). После ее широкого, привольного изложения появляется тема герцога. Короткая, с размашистыми шагами на большие интервалы, с упрямо повторяющимся в разных регистрах у разных инструментов основным мотивом, она рисует повелителя, не привыкшего к возражениям, всегда уверенного в своей силе. Постепенно в музыке появляются черты драматизма, она становится все более встревоженной и бурной. Следующий большой ариозный эпизод, начинающийся широким распевом скрипок и валторны, — лирико-патетический, нагнетающий взволнованность и смятение, — еще одна грань образа Кола. Заканчивается увертюра первой, жизнерадостной и уверенной темой-характеристикой.
I акт открывается поэтичным, светлым и беззаботным хором девушек «Через лес густой». Программно-изобразительный антракт ко II акту — «Приезд герцога» — живописует праздник. Он основан на бесконечно разворачивающейся танцевальной мелодии, постепенно набирающей силу. В непрерывное кружение хоровода вовлекаются все инструменты: легкая пляска переходит в тяжеловесное tutti. Спадает звучность, одиноко кларнеты интонируют танцевальную тему, которая переходит в интервалы-шаги мотива герцога. И снова разворачивается непрерывное движение. В него вкрапливается лирический эпизод — пение скрипок, поддержанных солирующей валторной. Но это лишь мгновение. Снова все подчиняет себе веселая пляска. Рондо Кола «Вскапывать, вспахивать недра земли» наполнено жизненной энергией, силой и уверенностью. Застольная Брюньона из 3-й картины «За Провансом, за Гаронной» — ликующий гимн жизни. Симфонический антракт к III акту, «Чума» — один из самых ярких эпизодов оперы. Очень медленно разворачивается мрачная тема народного бедствия. Кульминация номера — звучание заупокойного напева «Dies irae». Симфонический антракт к IV акту — «Народное восстание» — основан на маршевом ритме и близок по духу грозным стихийным пляскам времен Великой Французской революции.
Л. Михеева
Мысль написать оперу на сюжет повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» (1913) подал Кабалевскому А. М. Горький. Либреттист В. Г. Брагин с разрешения Р. Роллана и на основе исторических документов сочинил сюжет, во многом отличный от литературного первоисточника. В книге события изложены в форме 14 рассказов-воспоминаний, непосредственно не связанных друг с другом. В опере же события сближены во времени и отнесены к концу XVI века, когда Францией управлял Генрих IV. Авторы оперы взглянули на события, о которых рассказано в книге, глазами советских художников. Основное внимание они сосредоточили на конфликте между художником из народа и меценатом-герцогом. В центре оперы — сцена сожжения герцогом чудесных статуй Брюньона. В финале же разгорается народное восстание, и Кола, узнав о злодеянии герцога, присоединяется к повстанцам. Как их вожак показан Гамби, образ которого переосмыслен по сравнению с повестью. Более скромное место уделено теме любви Кола к Жермен — «Ласочке» (Селине).
Чтобы верно передать характер и колорит эпохи, Кабалевский около двух лет изучал французскую народную музыку. Сочинение же самой оперы продолжалось около года (1937).
Более всего удались композитору образы главного героя и народа. Образ Кола — искусного резчика по дереву, который напоен «жизнью земли и всего живого» (Р. Роллан), получился сочным и психологически многогранным. Это человек с широким и добрым взглядом на мир, неутомимый весельчак и острослов, деятельный, страстно влюбленный в жизнь, стойкий и мужественный. Образ народа воплощен не только в хоровых и танцевальных сценах, но и в симфонических антрактах. Из этих антрактов и увертюры выросла, ставшая популярной, симфоническая сюита.
Р. Роллан внимательно следил за работой композитора и помогал ему своими советами; он писал в одном из писем: «Я получил клавир «Мастера из Кламси» (так первоначально называлась опера) и играл его много раз с большим удовольствием. Я думаю, что Вы сможете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни, движения. В целом Ваше сочинение — одно из лучших, которые я знаю в новой русской музыке, написанной для сцены».
* * *
«Кола Брюньон» — крупное явление советской оперной культуры. Опера привлекает неподдельной искренностью музыки, напевностью и красотой мелодий, богатством симфонического развития, яркой театральностью. Во многих, особенно народно-танцевальных сценах ясно ощутима близость к французскому фольклору, хотя за единичным исключением Кабалевский не использует подлинных народных мелодий. Композитор не прибегает к стилизации, а стремится, по его словам, «сохранить собственный музыкальный стиль» и «разговаривать языком сегодняшнего дня».
Блестящая и темпераментная увертюра рисует кипучую натуру Брюньона; мелодиям Кола, то жизнерадостным, то лирически задумчивым, противопоставлена тема напыщенного, помпезного характера, выражающая злую волю деспотического герцога.
Первая картина первого акта открывается изящным, поэтичным хором девушек «Через лес густой»; его мелодия обрамляет сцены Селины с Жифляром и Кола. Ариетта Селины «Ночь и день», овеянная мягким лиризмом, воскрешает характер старинных французских песенок. Ариозо Селины «Я люблю тебя, друг» полно печали; начальная мелодическая фраза в дальнейшем становится темой любви Ласочки к Брюньону.
Симфонический антракт «Народный праздник» основан на яркой разработке вихревых народно-танцевальных мелодий. Стихия танцев, ритмически упругих и зажигательных, господствует и в начале второй картины, большую часть которой составляют массовые сцены. В приветственной «Серенаде» герцогу Кола наигрывает на флажолете (флейте) старинную танцевальную мелодию «Романеска». Официально-холодное обращение герцога к жителям Кламси «Ну, вот и вы» основано на его фанфарном лейтмотиве. Стремительная напористая мелодия рондо Кола «Вскапывать, вспахивать» искрится жизненной энергией и силой. Баллада Селины о трусливом рыцаре «Луга соседские мягки», выдержанная в духе французских хороводных песен, полна простодушия и лукавого юмора. В первой картине второго акта развернутую характеристику получает главный герой. В патетически-приподнятом монологе Брюньона «Я царю над своим верстаком» звучат упоение творчеством и грусть об утраченной любви. Ария Кола «Там в замке» носит задумчиво-сосредоточенный характер, а его застольная «За Провансом, за Гаронной» напоена звонкой жизнерадостностью. Завершается картина драматически.
В симфоническом антракте «Народное бедствие», окрашенном в мрачные, зловещие тона, властвует грозная музыкальная тема чумы. Драматический монолог Брюньона «Ночь тянется» (вторая картина) насыщен резкими переходами от душевной усталости к бредовым состояниям и приступам гнева. Радостно взволнованный дуэт Брюньона и Ласочки «Мой Кола» завершает звучащая в оркестре тема любви.
Первая картина третьего акта — большая массовая сцена. Полон воодушевления мужественный хор повстанцев «Скрипят курки». В монологе женщины «Герцог к ребенку чуму прислал» переданы душевный надлом и отчаяние. Песня Гамби с хором «Мы к герцогу в замок» близка мелодиям французских революционных песен.
Симфонический антракт «Народное восстание» рисует суровую поступь повстанцев; музыка шествия выливается в победный марш. В сцене уничтожения статуй (вторая картина) речитативы герцога дышат злобой и ненавистью; в оркестровом сопровождении исступленно и дико звучит его лейтмотив. Ариозо Кола «Я создал тебя здоровой» проникнуто горечью утраты, которую сменяют вспышки ярости. Завершается опера уже звучавшей ранее боевой песней Гамби.
М. Друскин