Violin Concerto (D-dur), Op. 77
Важные вехи творческого пути Иоганнеса Брамса были связаны с обращением к жанру инструментального концерта. Время наивысшего расцвета симфонического творчества композитора отмечено созданием двух таких произведений, мы расскажем об одном из них – Концерте для скрипки с оркестром ре мажор. Над этим произведением Брамс работал летом 1878 г., которое композитор проводил в Пёртшахе. Атмосфера этого небольшого городка, расположенного в южной части Австрии, всегда благотворно влияла на Брамса, побуждая к творчеству.
Известный дирижер Ганс фон Бюлов говорил, что Концерт Брамса написан не «для скрипки», а «против скрипки» – настолько виртуозна сольная партия. Но композитор знал, что исполнитель, для которого она предназначается, способен справиться с любыми сложностями, ведь он посвятил Концерт Йозефу Иоахиму (у Брамса были все основания быть благодарным этому выдающемуся музыканту – ведь именно Иоахим представил его Шуманам). Создавая Концерт, Брамс нередко советовался с Иоахимом – впрочем, его рекомендациям он следовал не всегда. И всё же в одном он предоставил скрипачу полную свободу – Брамс не стал писать каденцию в первой части, предоставив такую возможность Иоахиму.
Скрипичный Концерт написан сразу после завершения Второй симфонии и сходен с нею: драматические образы присутствуют в нем, но они не разрушают общего настроения просветленной торжественности. Первоначально композитор намеревался создать четырехчастный концерт, но отказался от этого намерения в пользу более традиционного трехчастного цикла. В двух первых частях преобладают лирические образы, а в финале господствует танцевальная стихия.
Связь со Второй симфонией особенно ярко проявляется в первой части – Allegro non troppo, в ее пасторальной образности. Основное зерно драматургического развития заложено в главной партии. Главная партия состоит из четырех предложений – эпически-спокойного первого, лирически-взволнованного второго, оминоренного третьего и активно-драматического четвертого. Пластичная мелодия побочной партии, раскрывающая лирическое начало, сменяется энергичной заключительной партией. Между двумя экспозициями (оркестровой и сольной) возникает патетический монолог скрипки. Разработка открывается мощным туттийным звучанием в ля миноре, который вскоре сменяется параллельной мажорной тональностью. В дальнейшем главным стимулом развития становится лирическое начало в его романтическом выражении. Важными моментами этого развития становятся два мощных tutti – ре-мажорное, открывающее репризу, и си-бемоль-мажорное, предшествующее коде.
Новые оттенки лирики раскрываются во второй части – Adagio. Контраст, лежащий в основе ее драматургии, типичен для медленных частей брамсовских произведений: вторая часть начинается со светлой темы, своей очаровательной безыскусностью напоминающей народную мелодию, из которой в процессе развития вырастает новая тема – печальная и страстная. Первое проведение темы поручено гобою, но в дальнейшем скрипка царит в Adagio безраздельно.
Третья часть – Allegro giocoso – погружает слушателя в стихию венгерского танца, которая всегда была близка Брамсу, являя собой свободное выражение чувств. Страсть венгерских мелодий неразрывно связана для композитора со скрипкой, и было бы странно, если бы в Скрипичном концерте не было венгерских интонаций. Брамс избрал для финала классическую форму рондо-сонаты, но усилил ее драматический накал: перед репризой рефрен не проявляется, а в переходах между разделами активно разрабатывается основной мотив.
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор Иоганнеса Брамса впервые прозвучал в январе 1879 г. в Лейпциге, и первым его исполнителем стал Йозеф Иоахим. Скрипач начал выступление с Концерта Людвига ван Бетховена (тоже ре-мажорного), а завершил новым произведением Брамса. Композитор заметил тогда, что «слишком много ре-мажора», но некоторое сходство между произведениями Бетховена и Брамса определенно присутствует (это касается, например, использования литавр). Позднее Йозеф Хельмесбергер осуществил венскую премьеру.
Оценка Концерта Брамса была неоднозначной. Публика приняла его с восторгом, но не обо всех исполнителях можно сказать то же самое. Например, Генрик Венявский утверждал, что сыграть Концерт невозможно, но не всегда негативное отношение связывалось с чрезмерной сложностью. Так, Пабло Сарасате отказывался исполнять брамсовский Концерт, мотивируя это тем, что не желает «стоять на сцене со скрипкой в руках и слушать, как гобой играет единственную мелодию в Adagio». Но время всё расставило по своим местам, Концерт Брамса стал неотъемлемой частью репертуара скрипачей, в том числе и таких выдающихся исполнителей как Фриц Крейслер, Давид Ойстрах, Йожеф Сигети и многих других.
Симфоническое творчество Брамса →