Piano Trio No. 1 (d-moll), Op. 63
Год 1842 оказался для Роберта Шумана весьма богатым на камерно-инструментальные сочинения. Композитор создал три струнных квартета, два фортепианных ансамбля – квартет и квинтет. В конце того же года и начале следующего он обращается к другому классическому камерному составу – фортепианному трио. Для такого ансамбля Шуман создает сюиту в четырех частях, названную «Фантастическими пьесами» (Op. 88): первая часть была названа Романсом, вторая – в скерциозной манере – Юмореской, медленная третья – Дуэтом, и завершается сюита маршеобразным финалом. После создания «Фантастических пьес» Шуман на несколько лет исключает жанр фортепианного трио из сферы своего композиторского внимания и возвращается к нему только в 1847 г., создавая два произведения для такого состава, и первым из них стало Трио ре-минор.
Первую часть фортепианного трио № 1 ре минор композитор снабдил обозначением «Mit Energie und Leidenschaft», что значит – «С энергией и страстью», и это как нельзя лучше определяет характер первой части. Примечательна ее тональность, заставляющая вспомнить высказывание супруги композитора: «Я вижу, как Роберт работает, и однажды услышала издалека, как неистово звучит ре-минор». По свидетельству Клары Шуман, для Роберта эта тональность всегда связывалась с музыкой, «родившейся из глубины его души» (примечательно, что та же тональность присутствует в первой пьесе «Крейслерианы»). Неистовое и энергичное звучание в особенности характерно для главной партии с ее широко раскинувшимися мелодическими очертаниями, четким ритмом и безостановочным движением. Страсть и мужество звучат в главной партии. Взволнованностью отличается и побочная партия, но она имеет более светлый колорит. Насыщенная хроматизмами мелодическая линия развертывается столь широко, что кажется «бесконечной». Так в экспозиции представляется основной конфликт романтизма – между драматизмом реальности и светлой мечтой об идеале. Яркий контраст возникает и в драматически насыщенной разработке: в нее вторгается архаическая мелодия, напоминающая старинные песнопения. Она противопоставляется умоляющим интонациям, но в целом появление этого эпизода не нарушает общей логики развития музыкального материала в разработке. В репризе мужественная главная партия не только возвращается, но и продолжает развиваться, становясь более настойчивой и даже приобретая героический оттенок.
Часть вторая – Lebhaft, doch nicht zu rasch (Оживленно, но не слишком быстро) – по образному строю близка к первой. В особенности это относится к первой теме скерцо – целеустремленной, энергичной, упорной. Лирическая сфера сосредотачивается в среднем разделе – кантиленная мелодия интонационно близка побочной партии. Подобные тематические связи между частями Фортепианного трио ре минор привносят в классический четырехчастный цикл черты романтической поэмности.
Третью часть – Langsam, mit inniger Empfindung – Bewegter (Медленно, с искренним чувством – Взволнованно) можно было бы назвать «арией без слов». Зарождение и развитие кантиленной темы своей непринужденностью напоминает живое течение человеческой речи со всеми ее паузами для дыхания и остановками. Сольное «высказывание» скрипки в процессе развития перерастает в «дуэт» – присоединившаяся партия виолончель развивается столь же свободно. Крайние разделы второй части исполнены печали, но им контрастирует светлый средний раздел.
Четвертая часть – Mit Feuer (С огнем) – одновременно и контрастирует первой части, и оказывается родственной ему. Сходство сосредоточено в области контуров музыкальной формы и даже отдельных деталей ее структуры, различие же заключается в образном строе, противопоставляющем финал не только исполненной драматизма первой части, но и печальной третьей, непосредственно предшествующей ему (и потому контрастность этих частей становится особенно очевидной). Четвертая часть исполнена радости и блеска, в ней бушуют праздничные чувства, а «неистовый» ре минор здесь сменяется одноименной тональностью – светлым ре мажором. Тон задает основная тема – она кажется по-моцартовски ясной, в ней есть и простодушное веселье, и игривость, и изящество – но есть и волевая активность, и устремленная действенность. Подобные черты роднят тему финала с главной партией первой части, и это еще один пример глубокой внутренней связи между частями цикла, проявляющейся в этом камерном сочинении.
Фортепианное трио № 1 ре минор – очень эмоциональное, насыщенное драматизмом произведение. Оно являет собой один из ярчайших примеров выражения драматического содержания в четырехчастном цикле в творчестве Шумана, и это роднит его с Симфонией № 4 ре минор, но Трио отличается большей психологической углубленностью. Возможно, этому способствовало присутствие в исполнительском составе фортепиано – любимого инструмента композитора.
Камерно-инструментальное творчество Шумана →