Стравинский. 3 фрагмента из балета «Петрушка» для фортепиано

Композитор
Год создания
1921
Жанр
Страна
Россия
Игорь Фёдорович Стравинский / Igor Stravinsky

Стравинский. «Петрушка»
Балет «Петрушка»

Три фрагмента из балета «Петрушка» — фортепианная транскрипция Игоря Стравинского (1921).

«Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль», – так описывал Игорь Федорович Стравинский возникновение замысла произведения, которое в конечном итоге стало балетом «Петрушка». Но все-таки изначально музыкальная идея возникла вне связи со сценическим действом (хотя композитору и представлялся «образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи») – он думал о концертном произведении для рояля с оркестром, в котором виртуозность рояля оказывается бессильной перед огромной массой оркестра, подавляющего своими «угрожающими фанфарами» – так раскрывалась идея конфликта между личностью и обществом, между художником и толпой. И хотя идея получила развитие в виде балета, фортепианное начало не исчезло – рояль был включен в балетную партитуру, а через десять лет после успешной премьеры балета композитор возвращается к идее концертной пьесы.

Стравинский создает на темы «Петрушки» произведение не для фортепиано с оркестром, а для фортепиано соло, аранжировав три отрывка. Так в 1921 г. рождается фортепианная транскрипция «Три фрагмента из балета «Петрушка», посвященная пианисту Артуру Рубинштейну, на чье исполнение рассчитывал автор. Произведение состоит из трех частей, заглавия которых соответствуют сценам из балета: «Русская», «У Петрушки» и «Масленица». Две яркие «картины», написанные «широкими мазками», оттеняются средней частью с ее «графическими линиями».

«Три фрагмента из балета «Петрушка» родились на стыке двух периодов творчества Стравинского – русского и неоклассического, и применительно к русскому периоду их можно назвать центральным фортепианным произведением композитора. Оно исключительно сложно в техническом отношении – настолько, что сам Стравинский, будучи пианистом, никогда его не исполнял. Истоки пианизма «Петрушки» многообразны – это и романтизм, и импрессионизм, но самой очевидной параллелью представляется «Исламей» Милия Алексеевича Балакирева.

Впрочем, пианистический стиль Стравинского, проявившийся в этом сочинении, нельзя свести к «сумме традиций» – это новаторское произведение, порожденное ХХ столетием. Если XIX век мог искать в фортепианном звуке кантиленное начало, то в «Трех фрагментах из балета «Петрушка» фортепиано почти не «поет» – даже там, где композитор цитирует русские народные песни («Ах вы, сени», «Вдоль по Питерской»), их жанровая природа не играет определяющей роли, они не получают широкого музыкального развития (как это бывало у русских композиторов XIX столетия), оставаясь лишь мимолетными «штрихами» к яркой картине масленичного гуляния.

Стравинский подчеркивает «ударную» природу инструмента. Главную роль играет прием martellato – прямой удар, полная противоположность legato. Парадоксальным образом с такими приемами сочетается весьма широкое использование педали – на ее фоне происходят многочисленные «броски» аккордов, скачки в басовой линии, глиссандирование и тремоло. Значительную роль играет в транскрипции уплотнение фактуры варьируемых попевок путем диатонического «перебора» аккордовых блоков. Те приемы, которые возникли до Стравинского, получают у него новую интерпретацию. Например, «ленточное» аккордовое движение появилось в творчестве импрессионистов, но у Стравинского каскады параллельных аккордов преобразуются и гармонически, и ритмически.

Музыкальный «мир» произведения соткан из противоречий: красочная импрессионистская «звукопись» в ярких «лубочных картинках» – и тонкое раскрытие трагического образа главного героя, сочетание фактуры плотной, «тяжелой» – и прозрачной, полифонической и гомофонной. Столь же противоречивой предстает ритмическая организация с многочисленными наслоениями регулярных и синкопированных фигур. В целом для ритма «Петрушки» характерно смещение акцента на слабую долю при исключительной детализации ритмического рисунка, а варианты ритмического движения играют весьма важную роль в формообразовании.

Музыкальная ткань «Трех фрагментов из балета «Петрушка» многослойна. В ней выделяется множество динамических уровней. В развитии тематизма фортепианная фактура постоянно подвергается изменениям, и благодаря этому сопоставление разделов формы приобретает особую рельефность.

Эта фортепианная транскрипция балетных фрагментов с ее обилием разнообразных виртуозных приемов может быть названа подлинной «пианистической энциклопедией» своей эпохи. Новаторство Стравинского, проявившееся в этом произведении, получило дальнейшее развитие не только в его собственных последующих сочинениях, но и в фортепианной музыке ХХ столетия в целом. Наряду с Прокофьевым и Бартоком Стравинский сыграл важную роль в обновлении пианизма, и одним из решительных шагов на этом пути стали «Три фрагмента из балета «Петрушка».

реклама

вам может быть интересно

Камиль Сен-Санс. Реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама