Из всех сочинений, созданных Антоном Григорьевичем Рубинштейном в жанре фортепианного трио, наиболее значительным и ярким стало Трио № 3 си-бемоль мажор, завершенное весной 1857 г.
В этом произведении композиторский талант Рубинштейна раскрылся с особой полнотой – в нем есть и одухотворенность, и поэтичность, органично сочетающаяся с интеллектуальным началом. В музыке раскрывается целый спектр эмоциональных состояний – от элегической созерцательности до экстатической страсти. Если в предыдущих сочинениях данного жанра в большей степени проявлялась ориентация на западноевропейские образцы (в Первом трио – на классические традиции, во Втором – на творения композиторов-романтиков, в особенности – Феликса Мендельсона-Бартольди), то в Третьем фортепианном трио более очевидным становится влияние русской музыкальной традиции, прежде всего – Михаила Ивановича Глинки.
Главная партия первой части – Moderato assai – задает общий тон всей экспозиции. В ее основном тематическом зерне заложена конфликтность, а другие темы экспозиции берут начало в этой теме. Одна из интонаций становится основой побочной партии – лирической, близкой романсовым мелодиям. Другие элементы возникают в заключительной партии, проходя в каноническом дуэте. Такое «выращивание» тематического материала напоминает о творческом методе Рубинштейна, сравнивавшего процесс создания мелодии с зажиганием огня: «От трения музыкального мышления о волю возникает музыкальная мысль, которая – во всех своих частях испробованная, измененная, обогащенная – в конце концов воплощается в тему».
Начало разработки отмечено переходом в далекую тональность (из бемольной – в диезную), это редкий случай для камерной музыки. В разработке участвуют все темы экспозиции, кроме побочной партии. В репризе материал не претерпевает серьезных изменений, но кода становится новым витком развития, по напряженности она даже превосходит разработку. Побочная партия – в отличие от разработки – присутствует в коде, развитие подчеркивает ее мягкость.
Часть вторая – Andante – написана в сложной трехчастной форме. В ее крайних разделах сопоставляются две темы. Первая из них характером мелодии и гармонии напоминает романсы Глинки. Вторая тема – более страстная, мужественная, перекликается с такими образцами шубертовского творчества, как «Скиталец» и «Лесной царь». В репризе первого раздела, имеющего трехчастную форму, лирическая мелодия одной из этих тем объединяется с тревожным триольным сопровождением второй. Во втором разделе сопоставление сольных и хоральных фраз напоминают кантаты и оратории XVIII столетия. Реприза не является точным повторением первого раздела: трехчастная форма сменяется двухчастной, а фортепианная фактура становится более разнообразной, приобретая оттенок импровизационности (это напоминает о том, что автор был пианистом).
Третью часть – Allegro moderato – многие черты роднят со скерцо Людвига ван Бетховена: подвижность и острота темы, контрастирующая ей изысканность среднего раздела. Но это нельзя назвать подражанием – третья часть отмечена самобытными чертами – например, в развитии основной темы меняется последовательность мотивов, составляющих ее. Завершается финал ликующими интонациями главной партии.
В четвертой части – Allegro appassionato – построение сонатной формы и приемы развития в разработке соответствуют классическим традициям, но сопоставление восторженной главной партии и сумрачной побочной ближе к романтизму. В отличие от первой части, побочная партия здесь участвует в разработке наравне с главной. В репризу введен эпизод, по объему превосходящий разработку.
Вскоре после завершения Фортепианного трио № 3 си-бемоль мажор оно было исполнено на нескольких концертах в Лондоне, а в следующем сезоне произведение по достоинству оценила венская и пражская публика. Из всех сочинений Рубинштейна это Трио пользовалось наибольшим успехом – с ним можно было сопоставить только успех «Песен на стихи Мирзы Шафи». Одним из свидетельств горячего интереса публики к сочинению стала публикация его переложения для фортепиано в четыре руки. Его высоко оценивали известные музыканты – например, Ганс фон Бюлов, участвовавший в исполнении рубинштейновского Трио в Берлине, написал о нем хвалебную статью, в которой отметил «цветущую жизненность» музыки и мастерство инструментовки.
Рубинштейн нередко сам принимал участие в исполнении си-бемоль-мажорного Трио, играя его с такими знаменитыми музыкантами-современниками как Фердинанд Лауб, Мориц Мильднер. Особую радость доставило композитору исполнение Трио с участием его брата Николая Григорьевича Рубинштейна: «Надеюсь, что это не последнее мое трио, – признавался он в письме к матери, – что Николай не в последний раз играет с успехом публично, и что, стало быть, не раз буду обрадован».