Сен-Санс. Соната для виолончели и фортепиано No. 1

Композитор
Год создания
1872
Дата премьеры
07.12.1872
Жанр
Страна
Франция
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Соната для виолончели и фортепиано № 1 до минор, Op. 32 — сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса (1872).

Во время франко-прусской войны Камиль Сен-Санс сполна делил со своим народом все испытания – композитор не только участвовал в концертах для сбора средств на военные нужды, он сражался в рядах французской армии в качестве рядового: «В семидесятом году я стрелял на бастионах Парижа, и пули свистели вокруг меня, я не испытывал страха», – вспоминал он впоследствии.

Перенесенные испытания не сломили композитора – напротив, в начале 1870-х гг. он разворачивает активную деятельность – и общественную, и творческую. С группой единомышленников он воплощает в жизнь проект, о котором задумывался и прежде, но осуществить его мешали тревожные события – было основано Национальное музыкальное общество, взявшее курс на пропаганду творчества французских композиторов (учитывая патриотический подъем в стране, создание такой организации представлялось особенно своевременным).

В те же годы рождается ряд произведений Сен-Санса –Колыбельная для скрипки и фортепиано, опера «Желтая принцесса», песни на стихи английских поэтов, «Прялка Омфалы», ставшая не только первой симфонической поэмой Сен-Санса, но и первой французской симфонической поэмой. В тот плодотворный период композитор не обошел вниманием инструмент, к которому питал особую любовь – виолончель.

История музыки знает немало примеров, когда композиторы посвящали произведения для солирующего инструмента выдающимся исполнителям своего времени. Поступал так и Камиль Сен-Санс. Для знаменитого виолончелиста Жюля Лассерра он создал два произведения – Allegro appassionato и Сонату для виолончели и фортепиано № 1 до минор (но ее первым исполнителем стал другой виолончелист – Иоганн Рёхзель, а аккомпанировал ему сам Камиль Сен-Санс).

Первая виолончельная соната Сен-Санса – глубоко драматичное произведение – создана в 1872 г., и в нем нельзя не услышать отзвуки предшествующих грозных лет. Воплощение мужественных, сильных образов обусловило обращение к традициям Людвига ван Бетховена: трактовка тональности до минор, бурные пассажи в фортепианной партии, сопоставление действенных, активных эпизодов с моментами сосредоточенного размышления.

В первой части – Allegro – своеобразно претворяется характерная бетховенская трехдольность, но ритмическая «игра» с многочисленными «перебивками» является типичной чертой стиля Сен-Санса. Со стилем Бетховена роднит первую часть и внутренняя контрастность тем: в главной партии решительным и кратким начальным мотивам, основанным на терцовой интонации, отвечает протяженная мелодия, и развитие темы начинается уже в процессе ее изложения в экспозиции.

Если первая часть является средоточием мужественных, героических образов, то часть вторая – Andante tranquillo sostenuto – соприкасается с другой сферой творчества Бетховена – лирической. Ее напевные темы, выглядят благородно-сдержанными и сосредоточенными, исполненными глубокого чувства – но без экзальтации и даже несколько «холодноватыми».

Особой действенностью отличается финал – Allegro moderato. История создания третьей части известна со слов французского композитора и органиста Шарля-Мари Видора: первоначально финал был иным, но тот вариант не одобрила мать Сен-Санса, которая была для него самым близким человеком, и через несколько дней была написана новая третья часть – та, которая исполняется ныне. В финале особенно много «бурлящих» пассажей в фортепианной партии, но развивающиеся на их фоне пластичные мелодические «речитативы» виолончели (в особенности в побочной партии) уже довольно далеки от Бетховена. Однако в целом Первая виолончельная соната являет собой пример соприкосновения творчества Сен-Санса со стилем Бетховена.

Сен-Санс. Соната для виолончели и фортепиано № 2

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама