Mam’zelle Nitouche
Оперетта Флоримона Эрве в трёх действиях, четырёх картинах.
Либретто А. Мельяка и А. Мейо.
Премьера состоялась 26 января 1883 года в Париже.
Содержание излагается по оригинальному либретто.
Действующие лица:
Дениз де Флавиньи, пансионерка монастыря «Небесные ласточки»; Селестен, органист и учитель музыки в монастыре; Фернан де Шамплатро, лейтенант, жених Дениз; начальница пансиона; майор де Шато-Жибюс, ее брат; Коринна, певица; Лорио, солдат; директор театра; режиссер; служанка; пансионерки, актрисы, солдаты и офицеры.
Действие происходит в 1844 году в Париже и его окрестностях.
«Мадемуазель Нитуш» Эрве создавал в конце 1882 — начале 1883 года в Париже. В основу ее положены впечатления начала творческого пути самого композитора, когда он, еще совсем молодой человек, играл хоралы во время богослужения, а потом спешил аккомпанировать фривольным песенкам водевильных актрис.
По своей структуре «Мадемуазель Нитуш» близка водевилю. Музыка появляется мотивированно по ходу действия (например, героиню просят спеть), но отдельные музыкальные номера (куплеты Селестена, куплеты инспектора, хоры), а главное — большие музыкальные финалы намечают контуры музыкальной драматургии.
Первое действие
Монастырь «Небесные ласточки» недалеко от Парижа. Здешний органист Селестен, дающий уроки музыки монастырским пансионеркам, под именем Флоридора сочиняет оперетты и недавно принес одну из них в маленький парижский театрик. Там Селестен познакомился с актрисой Коринной, и это знакомство частенько заставляет его по ночам убегать из монастыря. Ему приходится при этом перелезать через монастырскую стену. Именно таким образом он и вернулся в монастырь сегодня утром и доволен, что его никто не заметил. В веселых куплетах «Я для театра Флоридор, для здешних мест я Селестен» рассказывает он о своей двойной жизни.
Сегодня вечером — премьера его оперетты. Селестен обдумывает, как ему лучше улизнуть из монастыря. Появляется одна из его учениц — очаровательная Дениз де Флавиньи, которую Селестен зовет Лисичкой (Нитуш). Она в курсе дел Селестена и мечтает попасть на премьеру. Начинается урок. После возвышенной прелюдии органа вместо благочестивых песнопений Дениз и Селестен поют дуэт о принцессе и оловянном гренадере — озорной, с подражанием кошачьему мяуканью и собачьему лаю. Но слышны шаги настоятельницы, и Селестен бросается к органу. Ханжески звучит торжественный хорал.
Начальница пришла не одна. С ней ее брат, майор де Шато-Жибюс. Селестен скрывается: встреча с майором его вовсе не устраивает, так как Шато-Жибюс сегодня ночью застал его у Коринны, и Селестену пришлось выпрыгнуть в окно. Майор приехал к сестре с просьбой. Дениз де Флавиньи по желанию своих родителей должна выйти замуж за одного из его офицеров, лейтенанта Фернана де Шамплатро. Лейтенант хотел бы познакомиться со своей суженой, но устав монастыря это запрещает. Единственное, что может позволить начальница,— не увидеть, а услышать Дениз. Девушка встанет за ширмой, и лейтенант услышит ее голос.
План приведен в исполнение. Входит Шамплатро, выдающий себя перед Дениз за школьного инспектора. Его куплеты «Ангел вы мой» изящны, выдержаны в духе старинного гавота. По просьбе начальницы, под предлогом того, чтобы показать инспектору свои успехи в музыке, Дениз поет под аккомпанемент арфы возвышенный гимн. Лейтенанту очень нравится голос Дениз. Уходя, он передает настоятельнице письмо якобы от родителей девушки, в котором настоятельницу просят, ввиду запланированного ранее брака, немедленно отправить мадемуазель де Флавиньи в Париж. Начальница тут же отдает соответствующие распоряжения. Сопровождать Дениз должен пользующийся полным доверием в монастыре Селестен. После недолгих сборов они уезжают. В прощальных куплетах (письме) Дениз «Тяжело с вами мне прощаться» наигранная грусть сменяется неподдельной радостью, но, одернутая лукавым музыкантом, девушка вновь печально поет о разлуке с подругами. Хор пансионерок вторит ей.
Музыкальный антракт объединяет первое и второе действия. Он основан на мелодиях письма Дениз, а вслед за этим инструментальным отрывком звучит хор «Давайте петь и пить», непосредственно предваряющий действие. Во время его звучания и открывается занавес.
Второе действие
За кулисами театра. Здесь царит волнение. Сейчас должен начинаться второй акт оперетты Флоридора. Майор Шато-Жbбюс обвиняет Коринну в том, что она изменяет ему с Флоридором. Коринна оправдывается: она исполняет главную роль в оперетте, и то, что майор видел, было всего лишь репетицией! Поверивший актрисе майор уходит искать Флоридора, чтобы извиниться перед ним. А Флоридор как раз приходит к Коринне, которая начинает ревниво выяснять, кто та молодая особа, с которой он недавно приехал в отель. Флоридор объясняет, что это его ученица, которую он должен проводить к родным.
Все уходят. Вбегает Дениз. В оживленном, взволнованном рондо «Извозчик был внизу у нас» она рассказывает о своих приключениях по дороге в театр, на премьеру. Появляется лейтенант Шамплатро. Он очарован Дениз, которая представляется ему как мадемуазель Нитуш. Он не узнает ее по голосу, так как не может себе представить, чтобы монастырская воспитанница оказалась в оперетке. Забыв о прежнем сватовстве, он объясняется в любви мадемуазель Нитуш. Часть их разговора слышит Коринна. Не зная о двойной жизни Флоридора-Селестена, она предполагает, что Дениз — актриса, ученица Флоридора, которую он готовит в преемницы Коринне. Разгневанная, она покидает театр. Директор театра в отчаянии: ведь нужно продолжать спектакль. Флоридор бросается вдогонку за Коринной. Среди всеобщего замешательства выход находит лейтенант. Мадемуазель Нитуш говорила ему, что знает всю оперетту наизусть. Она и должна довести спектакль до конца. Девушка сначала отказывается, но потом находит в себе решимость и идет на сцену. Вернувшийся ни с чем Флоридор-Селестен слышит пение Дениз, исполняющей озорные куплеты о Бабетте и Кадо. Дениз покорила публику. Оперетта закончилась с огромным успехом. Все поздравляют юную певицу. Внезапно за кулисы врывается разъяренный майор, готовый мстить за обиженную Коринну. Селестен и Дениз убегают.
После музыкального антракта, веселой и изящной польки,—
Третье действие
Первая картина. Караульня. Патруль привел вылезавших из окна Селестена и Дениз. Офицеры узнают их и предлагают выпить за их здоровье. Здесь и Шамплатро, который до сих пор не знает, кто эта юная актриса. Селестен хочет увести Дениз: солдатская караульня не место для пансионерки монастыря. Дениз возражает. Она присоединяется к воинственному хору офицеров «Вот уж и солнышко всходит». В разгар веселья является майор. Он хочет бросить Дениз и Селестена в тюрьму, но им удастся бежать, переодевшись драгунами.
Антракт-марш, в котором, словно в пестром хороводе, сменяют друг друга различные музыкальные образы — мужественные, лирические, шаловливые,— служит связкой между первой и второй картинами третьего акта.
Вторая картина. Снова монастырь. Дениз и Селестен благополучно возвратились и спешат переодеться. В изящных куплетах «Пленяясь шуткой» Дениз признается себе в рискованности своих похождений. Удивленной начальнице она говорит, что никуда не уезжала, так как не хочет выходить замуж, а пойдет в монахини. Разговор прерывается майором, который передает отказ лейтенанта Шамплатро: тот пишет начальнице, что вынужден отказаться от брака с мадемуазель де Флавиньи, так как влюблен в другую — мадемуазель Нитуш. Только теперь Дениз понимает, что ее избранник и есть тот жених, которого предназначили ей родители. Она просит начальницу вновь разрешить разговор с лейтенантом. Она прячется за ширму и в своем дуэте с лейтенантом рассказывает все происшедшее. Шамплатро опрокидывает ширму и узнает в скромной пансионерке пленившую его певицу. Веселый жизнерадостный финал объединяет в ансамбле голоса Дениз, лейтенанта и помирившихся Селестена и майора.
Л. Михеева, А. Орелович