Ten Poems on Texts by Revolutionary Poets, Op. 88
Состав исполнителей: смешанный хор.
В 1948 г. Дмитрий Дмитриевич Шостакович наряду с некоторыми другими советскими композиторами был обвинен в «формализме». Это не заставило композитора отказаться от своих творческих принципов, но совершенно не считаться с подобными обвинениями в СССР все же было нельзя. Композитору приходилось прилагать усилия для реабилитации себя в глазах властей. С этой целью Дмитрий Дмитриевич создает ораторию на стихи Евгения Долматовского «Песнь о лесах», повествующую о создании лесополос – весьма актуальная тема для того времени, музыку к кинокартинам, идеологическая направленность которых сомнений вызывать не могла («Падение Берлина», «Молодая гвардия»). В том же русле находилась и работа над хоровыми произведениями на революционную тему.
Впрочем, было бы ошибкой считать, что обратиться к творчеству революционных поэтов композитора заставило одно лишь желание убедить власть в своей лояльности. Шостакович происходил из интеллигентной семьи, а русская интеллигенция сочувствовала революции – и эти настроения не могли быть чужды Шостаковичу. Он мог разочароваться в людях, которые пришли к власти в результате революции, во всем, что за нею последовало – но только не в самих идеях свободы и борьбы против тирании. К теме революции он уже обращался в своих ранних симфониях – Второй и Третьей, в которых наряду с оркестром был задействован хор. Теперь же Дмитрий Дмитриевич стремится проявить свой талант в области хорового письма более полно. Он обращается к новой для него сфере – хору a cappella – и вновь берет за основу тему революции.
Авторы, чьи стихи использовал для своих Десяти поэм – Алексей Гмырев, Леонид Радин, Евгений Тарасов, Владимир Тан-Богораз, Александр Коц – являлись не столько поэтами, сколько агитаторами, для которых поэтическое слово было весьма важным и эффективным «оружием». Стихи этих революционных поэтов, пожалуй, нельзя назвать бессмертными шедеврами, но они представляются удивительно искренними, будучи «свидетельствами эпохи».
Десять поэм на слова революционных поэтов посвящены событиям 1905 г. Жанровые истоки тематизма разнообразны: песни ссылки и каторги, революционные песни, причитание, протяжная, романс, колыбельная, речитатив, все это сочетается с полифоническими приемами. Не имея определенного сюжета, произведение выстраивается в логике контрастных сопоставлений. Выделяются две основные образные сферы: жизнеутверждающее настроение, призыв к активному действию («Смелей, друзья», «На улицу», два последних номера) и скорбь по жертвам революционной борьбы («Один из многих», «При встрече во время пересылки», «Казненным», «Смолкли залпы запоздалые»). Особняком стоит мрачное скерцо «Они победили». Все эти номера группируются вокруг драматического центра – «9 января».
В первом номере – «Смелей, друзья» – жанр массовой революционной песни сочетается с традициями русского хорового искусства ХIХ – начала ХХ столетия. Основная тема проводится в разных голосах, а не только в первом, хоровая аранжировка отличается гибкостью – партии вступают и выключаются, в них встречается divisi, унисоны сопоставляются с аккордовой фактурой. Этому активному, действенному хору противопоставляется мертвящий холод второго номера, повествующего о гибели молодого узника в застенке («Один из многих»). Неукротимая энергия воплощена в третьем номере – «На улицу!»: несимметричный метр, нарастающая звучность. Особую мощь придает этой стихии народного гнева тяжеловесная хоровая фактура с дублированием голосов. Далее следует лирическая сцена: влюбленные прощаются «сквозь решетку вагона» в четвертом номере («При встрече во время пересылки»). В скорбном пятом номере («Казненным») первые раздел представляет собою фугато, второй – хорал.
Шестой номер – «9 января» – драматическая сцена, заставляющая вспомнить об операх Мусоргского. Начинается она рефреном «Обнажите головы!», который не раз будет появляться. Первый раздел, живописующий страдания народа, построен на интонациях причитания. Краткий речитатив мужской группы подводит ко второму разделу – кульминационному, где рефрен звучит обличительно. В репризе голоса вступают постепенно, начиная с самых низких, образуя гомофонно-гармоническую фактуру. Седьмой номер – «Смолкли залпы запоздалые» – скорбная эпитафия в двухчастной репризной форме, сочетающая черты гомофонно-гармонической фактуры и подголосочной полифонии. Разнообразна фактура восьмого номера («Они победили»): унисоны, контрастная полифония, дублирование, солирующие партии. Короткие фразы передают чувство гнева. Два последних номера – «Майская песня» и «Песня» – возвращают к образам первого хора.
Первым исполнителем Десяти поэм стали Государственный хор русской песни под управлением Александра Свешникова. Дирижер вспоминал, что исполнить произведение было нелегко – многое в нем надлежало не пропевать, а проговаривать (Шостакович требовал, чтобы фраза «Обнажите головы» истошно выкрикивалась). Премьера, состоявшаяся в 1951 г., была успешной, произведение стало репертуарным и даже удостоилось Сталинской премии.
История создания
В середине XX века Шостакович, подвергшийся в 1948 году шельмованию власти как формалистический, чуждый народу композитор, должен был себя реабилитировать. Для этого, и просто для того, чтобы чем-то зарабатывать на жизнь, он писал музыку к многочисленным кинофильмам, в том числе таким, как «Молодая гвардия» и «Падение Берлина». В них были широко использованы хоры. В 1949 году была написана оратория «Песнь о лесах» на слова Евгения Долматовского, посвященная модной тогда теме о создании лесополос, должных защитить южные поля от черных бурь и засухи.
Возможно, в русле этих работ, но кроме того и для более полной реабилитации композитор в 1951 году начал писать хоры на стихи революционных поэтов. Впрочем, возможно были и другие причины. Прежде всего, Шостакович, всегда стремившийся к совершенству, хотел наиболее полно овладеть принципами хорового письма. Кроме того, воспитанный в традициях русской интеллигенции, он сочувственно относился к революционерам рубежа веков.
Для хорового цикла, который в окончательном виде получил название «Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия для смешанного хора без сопровождения», композитор выбрал стихи «Смелей, друзья, идем вперед» Леонида Петровича Радина (1860—1900), «Один из многих» («Недолго он, вольный, в неволе прожил») и «Смолкли залпы запоздалые» Евгения Михайловича Тарасова (1882—1943), «На улицу» неизвестного автора, «При встрече во время пересылки» («Мы молча глядели друг другу в глаза»), «Казненным» («В этой келье, тоскливой и душной») и «Они победили» Алексея Михайловича Гмырева (1887—1911), «Девятое января» («Обнажите головы») и «Майская песнь» («Первое мая — праздник весны») Аркадия (Аарона) Яковлевича Коца (1872—1943), «Песня (из Уолта Уитмена)» («Не скорбным, бессильным») Владимира Германовича Тан-Богораза (1865—1934).
Хоры ор. 88 создавались очень быстро, в течение марта 1951 года. 28 марта композитор передал партитуру выдающемуся хоровому дирижеру, руководителю Государственного хора русской песни А. В. Свешникову. Премьера под его управлением состоялась 10 октября того же года в Москве.
Музыка
«Десять поэм» отличаются использованием интонаций революционных песен, таких, как «Замучен тяжелой неволей», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», эпическим характером, смелым использованием декламационности.
Наиболее яркие номера цикла — «Девятое января» (№6) строгого хорального склада с гибко меняющимся размером, звучащий, в основном, на форте и фортиссимо, и следующий, «Смолкли залпы запоздалые», в предельно тихом звучании, интонируемый вначале одноголосно (альты), со скупой, сдержанной мелодией, к которой постепенно присоединяются подголоски; лишь в тихой кульминации на пиано-пианиссимо, да в заключительных аккордах появляется полнозвучие.
Л. Михеева