Requiem, Op. 89, B. 165
Состав исполнителей: сопрано, меццо-сопрано, тенор, бас, хор, оркестр, орган.
История создания
Классик чешской музыки Антонин Дворжак является основоположником не только национальной симфонии и концерта, но и оратории. Будучи искренне верующим человеком он уделял большое внимание как светским, так и духовным кантатно-ораториальным жанрам. Первой среди подобных сочинений стала Stabat mater (1877), принесшая композитору европейское признание после исполнения в Лондоне 6 лет спустя. Вслед за ней на протяжении 12 лет были созданы 149-й псалом, оратория «Святая Людмила», Месса и, наконец, крупнейшее духовное сочинение Дворжака — Реквием.
Он писался в счастливый период жизни композитора, когда признание его гения стремительно распространялось по всему миру. В 1890 году Дворжак по предложению Чайковского, с которым его связывала глубокая дружба, поехал на гастроли в Россию. Тогда же он был удостоен почетной степени доктора Карлова университета в Праге, в следующем — доктора Кембриджского университета в Англии.
Первые наброски Реквиема помечены 1 января 1890 года. Грандиозное сочинение было создано в краткие сроки. Работа протекала в тиши сельского дома, окруженного садом, в горной местности Высокой, недалеко от городка Пржибрама, где рождались многие произведения Дворжака. 7 номеров и эскиз фортепианного сопровождения были написаны за полтора месяца. 17 февраля сочинение прервалось и возобновилось лишь 14 мая. Оставшиеся 6 частей Реквиема были закончены за 2 месяца, и со 2 августа по 31 октября композитор занимался оркестровкой.
Традиционный латинский текст заупокойной мессы (см. Реквием Моцарта, поэтический перевод А. Майкова) Дворжак разделил на 2 неравные части: в 1-й — 8 номеров, во 2-й — 5, причем перед финалом, в №12, повторяются заключительные строки №8 (Lacrimosa). Кроме того, композитор использовал уже вышедший из употребления градуал, повторяющий текст Requiem aeternam (№2; graduale — возвышение, на котором находился солист, чьи слова подхватывались хором).
Музыка
Реквием окрашен в лирические тона, в нем немало эпизодов, несущих утешение, заставляющих вспомнить Немецкий реквием боготворимого Дворжаком Брамса. Славянская задушевность сочетается с мощью красочных картин, распевные вокальные мелодии — с многочисленными инструментальными соло. Важную объединяющую роль играет краткий хроматический лейтмотив, напоминающий любимую Бахом музыкальную эмблему креста. Он обрамляет и пронизывает все произведение, подобно навязчивой идее — томительный роковой вопрос о смысле человеческой жизни, о смерти и вечном покое.
Им открывается №1, Requiem aeternam (Вечный упокой), построение которого отличается редкой гармоничностью: в середине, в мощных энергичных аккордах хора, в лирической кантилене солирующего тенора возникают образы торжественные, просветленные, чтобы завершиться возвращением к первоначальным — горя и скорби. №3, Dies irae (День предстанет в гневной силе), и начинающийся без перерыва №4, Tuba mirum (Вострубит труба нам звоном), образуют единое целое и рисуют картину Страшного Суда. Здесь начальная буря в оркестре и суровая, неумолимая тема в унисон у хора контрастируют соло меццо-сопрано, которое возвещает боязливый трепет человеческой души. №6 Recordare, Jesu pie (О припомни, Иисусе), — единственный без участия хора и первый, где безраздельно царят светлые, мажорные образы; плавные мелодии чередующихся солистов согреты трогательным проникновенным чувством. Радость царит в наиболее развернутом №9, Offertorium (Офферторий — приношение даров). Победа света закрепляется в заключительной двойной хоровой фуге, которая будет повторена и в конце следующего номера. Ее тема заимствована из Вышеградской рукописи и представляет собой часть средневекового чешского песнопения «Весело запоем, Бога-Отца восхвалим», помеченного 1410 годом и часто звучавшего еще во времена Дворжака.
А. Кенигсберг
Симфоническое творчество Дворжака →
Вокальное творчество Дворжака →