The Spring (D-dur), Op. 34
Под влиянием увлечения Вагнером в конце 80-х и начале 90-х годов возникают пышные, громоздкие по звучанию, но безжизненные партитуры «Море», «Восточная рапсодия» (1889), «Кремль» (1891), в которых задачи красочно-декоративного порядка преобладают над заботой о содержательности материала и разнообразии средств музыкального изложения.
Выгодно отличается от них оркестровая картина «Весна» (1891), в которой живописное мастерство соединяется с тонким поэтическим восприятием образов природы. В противоположность массивному, густому по краскам оркестру «Моря» или «Кремля» оркестровая звучность «Весны» легка и воздушна. Композитор ограничивается в основном деревянными и струнными с добавлением четырех валторн и «звенящих» тембров арфы и колокольчиков (Glockenspiel), только эпизодически для создания более плотной гармонии вступают трубы и тромбоны. Возникающие у различных инструментов короткие мелодические попевки, подобные наполняющим атмосферу весной кличам и звонам, складываются в широкую светлую мелодию, проникнутую радостным чувством пробуждающейся природы.
Ю. Келдыш