«Риенци, последний из трибунов» (нем. Rienzi, der letzte der Tribunen) — большая трагическая опера Р. Вагнера в 5 действиях, либретто композитора по роману Э. Бульвер-Литтона «Риенци, последний из римских трибунов».
Премьера: Дрезден, 20 октября 1842 г.; на русской сцене — Петербург, Мариинский театр, 22 октября 1879 г., под управлением Э. Направника. В XX в. опера была поставлена в 1923 г. в Петрограде, в Театре оперы и балета, под управлением Д. Похитонова (премьера — 7 ноября).
Владычество феодальной знати в Риме и Папской области вызывало ненависть населения городов, в особенности в среде ремесленников и купцов. В 1347 г. власть аристократии была свергнута, в Риме создана республика, которую возглавил Кола ди Риенци, назвавший себя народным трибуном. Феодалам удалось собрать силы и свергнуть Кола. Он бежал, но в 1354 г. вернулся в Рим уже в качестве эмиссара Папы Иннокентия VI и снова захватил власть, но потерял ее, вооружив против себя ремесленников, купцов и другие группы населения. Погиб во время восстания.
Из многочисленных произведений, посвященных судьбе «последнего трибуна», наибольшей известностью пользовался привлекший внимание Вагнера роман английского писателя Э. Булвер-Литтона (1835). Автор относится с симпатией к своему герою, с неприязнью и страхом к народу, показанному как изменчивая, колеблющаяся толпа. Риенци в романе погибает не потому, что сверг иго аристократии, а потому, что сторонники его предали. Вагнер, создавая оперу, во многом отошел от Булвера в плане идейном, но вместе с тем еще более приукрасил главного героя, превратив его в рыцаря без страха и упрека и показав, как народ, испуганный наложенным на Риенци церковью проклятием, оставляет своего любимца.
Структура оперы Вагнера в известной мере близка к французской «большой опере» типа «Немой из Портичи» или «Гугенотов» (в значительной части «Риенци» сочинялся в Париже). Зрелищность и резкие сдвиги ситуаций, шествия, парады, марши, сражения, непременный балет во II д. как будто роднят эти произведения. Но между ними немало отличий. И если произведение Вагнера восприняло кое-какие элементы «Гугенотов», то, в свою очередь, оно повлияло на «Пророка» — и не с точки зрения сценарной, а чисто музыкальной.
Риенци ненавидит римских патрициев, презирающих народ, убивших его младшего брата и пытающихся похитить его сестру Ирену. Ее спасает молодой Адриано Колонна. Народ во главе с Риенци свергает власть патрициев, но враги не смиряются. Один из них совершает покушение на вождя восстания. В заговоре участвует и отец Адриано. Он убит в сражении со сторонниками Риенци, а сын его присоединяется к заговору, созревающему в недрах партии восставших. Папский легат произносит проклятие трибуну, и народ в ужасе разбегается. Друзья оставляют Риенци, только сестра хранит ему верность. Разъяренная толпа поджигает Капитолий, в котором укрылись Риенци и Ирена. Адриано стремится спасти девушку, но сильнейшее пламя охватывает здание. Он гибнет вместе с Риенци и Иреной.
Музыка оперы неровна: последние два действия много выше первых трех. Мощны и героичны хоры, ансамбли, марши, позволяющие предчувствовать появление аналогичных эпизодов в Тангейзере. Ярко театрален финал. Одна из лучших страниц партитуры — хор вестников мира. Увертюра хотя и построена на проведении основных тем, а не их драматургическом развитии, но торжественностью, праздничной призывностью музыки свидетельствует о зрелости таланта композитора.
Опера имела в Дрездене большой успех, которому в немалой мере способствовало исполнение заглавной партии феноменальным чешским певцом И. Тихачеком и участие крупнейшей немецкой артистки В. Шрёдер-Девриент. Успех «Риенци» имел в жизни Вагнера поворотное значение. Еще недавно безвестный музыкант выдвинулся на одно из первых мест в Германии.
На тот же сюжет написано несколько оперных произведений, в том числе А. Пери (Милан, 1862), В. Персиккини (Рим, 1874), Л. Риччи (Венеция, 1880) и др. Оперу «Кола ди Риенци» на итальянское либретто А. Гисланцони написал русский композитор В. Кашперов (она была поставлена во Флоренции в 1863 г.).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Кола Риенци, папский нотариус (тенор)
• Ирена, его сестра (сопрано)
• Стефано Колонна, глава рода Колонна (бас)
• Адриано, его сын (сопрано)
• Паоло Орсини, глава рода Орсини (бас)
• Раймондо, папский легат (бас)
• Римские граждане: Барончелли (тенор)
• Чекко дель Веккио (бас)
• Посланцы городов Ломбардии, Неаполя, Баварии, Богемии, Венгрии, римские аристократы, горожане, священники, монахи, вестники мира
Действие происходит в Риме в середине XIV века.
Улица перед домом Риенци. Ночь. Приставив лестницу к окну, сторонники Орсини похищают сестру Риенци. Их останавливает появление членов семьи Колонна, и старая вражда двух родов вспыхивает с новой силой. Адриано Колонна освобождает Ирену. Сбегается народ, испуганный новым кровопролитием, папский легат тщетно пытается остановить схватку. Лишь Риенци успокаивает толпу, которая восторженно приветствует его, в то время как Орсини и Колонна издеваются над дерзким плебеем. Они удаляются, чтобы продолжить бой за воротами Рима. Риенци приказывает запереть ворота и призывает народ утвердить закон и свободу. Адриано он просит защитить Ирену. Оставшись одни, влюбленные клянутся, что лишь смерть разлучит их. Воинственный марш возвещает возвращение сторонников Орсини и Колонна, трубач сзывает римлян на площадь, из Латеранского собора раздается церковный гимн, и в сопровождении папского легата появляется Риенци, провозглашающий свободу Рима и торжество закона. Народ в восторге называет его королем, но Риенци просит избрать его народным трибуном. Вслед за ним все клянутся в верности свободному Риму.
Большой зал Капитолия. Приближается шествие вестников мира в античных белых одеждах. Риенци в наряде трибуна, сопровождаемый преторами Чекко и Барончелли и сенаторами, возносит благодарственную молитву. Аристократы приветствуют его, но едва он удаляется, сговариваются убить во время предстоящего праздника. Напрасно Адриано умоляет отца отказаться от злодейского замысла. Колонна отталкивает сына и уходит вместе с Орсини. После мучительных раздумий Адриано решает стать на сторону Риенци и просит его быть настороже. Перед Риенци проходят посланцы итальянских городов и германских земель, затем герольд возвещает начало пантомимы, сопровождаемой танцами: развертывается страница истории античного Рима — поругание Лукреции и освобождение города от тирана. Во время последнего танца Орсини наносит Риенци удар кинжалом. Защищенный кольчугой и оставшийся невредимым, трибун объявляет конец празднества и начало суда над заговорщиками. Чекко выносит смертный приговор, народ поддерживает его. Раздается заупокойное пение монахов. Риенци, уступая мольбам Ирены и Адриано, не слушает предостережений и прощает виновных. Аристократы вновь дают клятву верности закону и свободе, но их гордость оскорблена, они унижены милосердием плебея и затаили злобу.
Пустынная площадь, окруженная руинами. Слышны тревожные удары колокола: аристократы под покровом ночи бежали из Рима и готовятся к нападению. Чекко и Барончелли обвиняют Риенци: его милосердие приведет к новому кровопролитию. Трибун клянется защищать свободу и призывает каждого римлянина встать под знамена рыцарей Святого Духа. Адриано, мечущийся между любовью к Ирене и к отцу, умоляет Риенци послать его в лагерь патрициев, чтобы добиться мира. Но Риенци отказывается от нового акта милосердия. На коне, в латах, под звуки гимна рыцарей Святого Духа он возглавляет вооруженных граждан. Адриано прощается с Иреной, женщины возносят мольбы Деве Марии о спасении сыновей. Битва закончена. Аристократы разгромлены. Рыцари Святого Духа возвращаются с победой. Адриано бросается к телу отца, проклиная кровавого трибуна и его свободу. В последний раз целует он Ирену — их любви нет места на земле. Рим- лоте оплакивают погибших. Риенци подает знак, звучат победные фанфары, и он восходит на триумфальную колесницу.
Площадь перед Латеранским собором. Ночь. Собираются встревоженные горожане, среди них Чекко и Барончелли, передающие враждебные Риенци слухи. Появляется Адриано. Он клянется отомстить за гибель отца и убеждает горожан покинуть Риенци, против которого выступают и германский император и церковь. Адриано, Барончелли и Чекко готовы покарать трибуна во время празднования победы. Однако при виде торжественного шествия священников и монахов во главе с кардиналом заговорщики колеблются. Тогда Адриано решает сам убить Риенци и прячется у входа в собор. Появляется Риенци об руку с Иреной. Его упреки в равнодушии к делу свободы, к пролитой крови отцов и братьев, уверенность в том, что Бог на его стороне, заставляют заговорщиков расступиться. Народ провозглашает трибуну «многая лета». Когда Адриано уже готов броситься на него с кинжалом, в соборе раздается пение, и Риенци в ужасе отшатывается: вместо торжественного гимна Те Deum священники и монахи провозглашают проклятие. Придя в себя, Риенци вновь становится во главе шествия, но не успевает подняться по лестнице, как появившийся в портале храма папский легат запрещает ему вход, а его сторонникам грозит изгнанием. Двери с грохотом захлопываются, на них видна папская булла с отлучением Риенци от церкви. Все в ужасе бегут от проклятого, рядом с ним лишь лежащая без чувств Ирена. Напрасно Адриано зовет ее: придя в себя, Ирена бросается в объятия брата. Из собора вновь доносятся проклятия монахов.
Зал в Капитолии. Риенци один. Он возносит молитву, взывая к Богу из бездны своего падения: сохранить дело, взятое им на себя во имя Божие. Все оставили его — церковь, народ, друзья. Лишь двое хранят верность — Небо и сестра. Ирена уверяет, что не покинет брата, последнего римлянина, даже ради жизни и любви; только в их сердцах, в их союзе еще живет Рим. Риенци уходит. Виден свет факелов: народ готовится сжечь Капитолий. Вбегает Адриано с обнаженным мечом, чтобы спасти Ирену. Но Ирена отталкивает его — она умрет вместе с братом. Адриано спешит за ней.
Площадь перед Капитолием. Стекается толпа, Чекко и Барончелли призывают побить трибуна камнями. На балконе Капитолия Риенци в полном вооружении, но с непокрытой головой обращается к народу, которому дал свободу и мир. Последний римлянин проклинает народ и город, недостойный своего славного имени. Пламя пожара разгорается, и в его свете видны фигуры обнявшихся Риенци и Ирены, которых толпа забрасывает камнями. Вбежавший с патрициями Адриано бросается в огонь спасти Ирену, но стена Капитолия рушится, погребая и его под развалинами. Патриции кидаются рубить толпу.
История создания
Кола ди Риенцо (Николай, сын Лаврентия, ок. 1313—1354) — борец за свободу Италии. Сын римского кабатчика, он провел детство в деревне, по возвращении в Рим увлекся рассказами о блестящем прошлом вечного города, читал римских писателей, посещал университет и мечтал о возвращении древнеримской доблести. Возмущение его упадком Рима, где царил произвол и разбой враждовавших аристократических родов, обострилось после того, как один из дворян, убив его брата, остался безнаказанным.
Став городским нотариусом, Риенци завоевал сердца плебеев, проявив себя красноречивым оратором, обличавшим злоупотребления патрициев. В полночь 19 мая 1347 года, облачившись в тогу античного трибуна, он произнес зажигательную речь на ступенях Латеранского собора и в сопровождении папского легата двинулся на Капитолий. Риенци установил новые законы, укротил буйство аристократов и дал Риму мир. Планы «трибуна свободы, мира и справедливости» были грандиозны: объединить раздробленную Италию, возродить всемирное главенство Рима. Риенци предложил итальянским городам и европейским монархам прислать в Рим своих депутатов. 1 августа пышными процессиями и красочными зрелищами было отпраздновано торжество итальянского братства, прозвучало послание Папы, приветствовавшего Риенци. Он возвел себя в рыцарское звание и стал именоваться «рыцарь Николай, кандидат Святого Духа», а затем короновался шестью коронами. Патриции 20 ноября подняли восстание, жестоко подавленное Риенци. Погибли почти все представители рода Колонна. Через две недели вспыхнуло новое восстание; на этот раз восставшим оказал содействие Папа, они одержали победу, и Риенци был вынужден бежать из Рима. Несколько лет он провел в изгнании, потом — в заточении, но в 1354 году в результате сложных политических интриг получил поддержку Папы, назначившего его сенатором, и в сопровождении кардинала вернулся в Рим. Риенци вновь одержал победу над знатью, опять прибегнул к казням, а затем повысил налоги, чем вызвал всеобщую ненависть. Когда 8 октября 1354 года вспыхнуло восстание во главе с одним из уцелевших Колонна, скрывшийся из Капитолия Риенци был обнаружен и зверски умерщвлен. Его труп долго таскали по улицам Рима, затем сожгли и развеяли прах. Лишь в 1887 году на насыпи, ведущей к Капитолию, воздвигли бронзовую статую Риенци.
Образ Риенци привлек внимание популярного в XIX веке английского писателя Эдварда Бульвера, лорда Литтона (1803—1873). С 1827 года на протяжении почти полувека он создавал занимательные романы на исторические, великосветские, любовные, фантастические сюжеты. «Риенци, последний римский трибун» (1835), частично опирающийся на трагедию Мэри Рассел Милфорд (1828), включает все известные факты биографии исторического героя, которые писатель сочетал с несколькими любовными линиями. Одна связана с Риенци и Ниной ди Разелли, честолюбивой патрицианкой, ставшей его женой; другая — история сестры Риенци Ирены и юного Адриано Колонна из могущественного рода врагов Риенци. Ирена умирает от чумы, Адриано видит охваченный пожаром Капитолий и гибель Нины. Сочинения Бульвер-Литтона вызывали запреты цензуры. Так, в России «Риенци» был издан только в 1871 году, причем под очень показательным названием: «Свобода без закона, или Последний римский трибун» — без испугавшего цензуру имени героя, хотя роман начинается словами: «Знаменитое имя, выставленное в заглавии этой книги...» На немецкий язык «Риенци» был переведен сразу же, и Вагнер познакомился с ним в конце мая 1837 года в Блазевице. Уже в июле, находясь в Дрездене, композитор сделал набросок «большой трагической оперы» с крупными массовыми сценами (вестники мира, церковный призыв, боевой гимн). Никогда не прибегавший к помощи либреттистов, он в начале 1838 года закончил текст и 26 июля приступил к сочинению музыки. Вагнер был тогда дирижером Немецкого театра на окраине Российской империи, в Риге, но мечтал о постановке своей оперы в музыкальном центре мира — Париже. Поэтому, завершив II акт, в апреле 1839 года он поручил перевести текст некоему учителю французского языка.
Поразительно мастерство, с каким композитор переработал обширный роман в либретто. Он сократил число персонажей и сблизил события, происходившие на протяжении семи с половиной лет, отказался от любовной линии, связанной с главным героем, и изменил развязку другой. Рисуя празднества, военные сборы, церковные шествия, Вагнер предусмотрел и крупные балетные сцены, развернув все события в пяти актах. Это свидетельствовало об избранном им образце — французской большой опере. Можно назвать даже конкретное произведение — «Немую из Портичи» Обера (1828), заложившую основу нового жанра.
Переехав из Риги в Париж, Вагнер написал здесь в 1840 году три оставшихся акта. Последней, 23 октября, была сочинена увертюра, а 19 ноября закончена инструментовка. Однако попытки заинтересовать оперой кого-либо в Париже не удались, и в начале декабря Вагнер отправил партитуру «Риенци» в дрезденской Придворный театр вместе с письмом саксонскому королю. В марте следующего года он внес последние изменения в текст католических сцен, вызвавший возражения руководства театра. Заручившись обещанием постановки, Вагнер в апреле 1842 года покинул Париж и переехал в Дрезден. В августе начались репетиции, 20 октября состоялась премьера «Риенци» в Дрезденском театре. Месяц спустя шестым представлением дирижировал автор. Спектакль пользовался огромным успехом, несмотря на небывалую продолжительность — 6 часов. В следующем году Вагнер разделил оперу на два вечера: «Величие Риенци» (I — II акты) и «Падение Риенци» (III — V акты). Композитор получил за оперу непривычно высокий гонорар в 300 талеров, место королевского саксонского придворного капельмейстера и возможность осуществить постановку следующей оперы — «Летучий голландец».
Музыка
Жанр «Риенци» — французская большая опера, хотя и на немецком языке. Соблюдены все характерные признаки: пятиактная структура, грандиозные массовые сцены, хоровые и балетные, постановочные эффекты. Партия юноши, порученная певице, напоминает о пажах большой оперы и Беллини (в роли Ромео в «Капулети и Монтекки» выступала Шрёдер-Девриент, ставшая создательницей образа Адриано). Черты оригинального стиля Вагнера в «Риенци» обнаружить трудно. Более всего они проявляются в блестящем звучании мощного оркестра, усиленного медными и ударными инструментами на сцене и за сценой.
Великолепная увертюра построена на темах оперы. Господствуют светлые, торжественные образы. Сцена вестников мира «О, римляне, слушайте весть» открывает I акт. Начало финала III акта построено на перекличках военного оркестра на сцене, симфонического в оркестровой яме и колоколов. Вершиной служит запеваемый Риенци энергичный боевой гимн «Рыцари Святого Духа», которым обрамлен взволнованный диалог Адриано и Риенци. Скорбную сцену прощания Адриано и Ирены прерывают молитва женщин и трубные сигналы; кульминацию вновь образует победный гимн рыцарей Святого Духа. Еще один контраст возникает между хором оплакивания погибших и ликующим заключительным квинтетом с хором. Более краткий финал IV акта также насыщен контрастами. Торжественной музыке оркестрового шествия противостоит трижды возвращающийся мрачный хор басов за сценой (проклятия монахов на латыни). Оркестровая интродукция V акта и следующая за ней молитва Риенци «О Всемогущий, брось свой взгляд» — самый яркий номер оперы. Его выразительная, рельефная, полная величия мелодия открывала увертюру. Так образуется арка, обрамляющая оперу, — прием, который Вагнер будет часто использовать.
А. Кенигсберг