«Наль и Дамаянти» — опера А. Аренского в 3 действиях (6 картинах), либретто М. Чайковского по одноименной повести В. Жуковского.
Премьера: Москва, Большой театр, 9 января 1904 г., под управлением И. Альтани.
Литературная первооснова оперы — отрывок из III книги индийской эпической поэмы «Махабхарата», переложенный В. Жуковским с немецкого перевода Ф. Рюккерта.
Дочь индийского царя Дамаянти под воздействием волшебных сил полюбила царя Наля. Тщетно четыре бога пытаются обмануть Дамаянти, приняв облик ее избранника. Злой бог Кали, отвергнутый Дамаянти, решает погубить Наля. Он опаивает царя волшебным зельем, под воздействием которого тот проигрывает сводному брату Пушкаре свою державу, после чего вместе с Дамаянти уходит в изгнание. Кали овладевает душой Наля, и тот покидает в лесу верную Дамаянти, однако добрым богам удается спасти ее. Наль освобождает из огня царя змей Керкоту, благодаря которому побеждает власть Кали. После долгих приключений Наль низвергает злого Пушкару. Супруги соединяются, на этот раз навсегда.
Музыка оперы отмечена чертами поэтического лиризма. В особенности это относится к партии Дамаянти — ее образ близок девичьим образам Чайковского. Мастерски воссоздана картина мирного быта, любви главных героев. В увертюре дается сжатое изложение основного тематического материала оперы. Автор не ставил своей задачей передать фантастический или восточный колорит, хотя явно стремился опереться на традиции Руслана и Снегурочки. В целом партитура малооригинальна; современные Аренскому критики назвали ее преобладающее свойство «красивостью». Лучшие страницы — хор подруг Дамаянти, сон девушки, молитва, сцена Наля и Дамаянти в лесу, колыбельная Дамаянти. Некоторые из этих номеров исполнялись на концертной эстраде.
После московского Большого театра опера была поставлена Мариинским театром в Петербурге 25 января 1908 г. под управлением Ф. Блуменфельда. На этом ее сценическая судьба фактически оборвалась.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Бима, царь Видарбы, бас
• Дамаянти, его дочь, сопрано
• Наль, царь Нишады, тенор
• Пушкара, его сводный брат, бас
• Кали, бог ада, баритон
• Керкота, царь змей, меццо-сопрано
• Сунанда, подруга Дамаянти, меццо-сопрано
• Вестник, тенор
• Брамин, бас
• Боги, небесные духи, жрецы, баядерки, воины, цари, царевичи, народ
Первое действие
Первая картина. Роскошные сады при дворце индийского царя Бимы.
Чудесный сон приснился дочери царя, прекрасной Дамаянти,— будто с неба прилетел золотой гусь и поведал ей, что нет на свете никого, кто был бы красивее и лучше нишадского царя Наля. Любовь к Налю загорелась в сердце царевны — только о нем она мечтает, только его ждет. И вот, освещенный небесным светом, появляется Наль. Он объявляет царевне, что четыре великих бога спустились с неба на землю и предстанут перед Дамаянти — одного из них она должна избрать своим супругом. Но девушка равнодушна к богам — одним лишь чувством, любовью к Налю полна ее душа.
Вторая картина. Чертоги царя Бимы. Торжественно празднует старый царь сватовство дочери. Прекрасные юноши появляются среди женихов: это Наль и четыре бога, принявшие образ Наля. Дамаянти обращается к богам, моля их открыть избранника ее сердца. У богов над головами загораются звезды, так обнаруживается подлинный Наль. Царевна подходит к любимому и подает ему венок. Все благословляют и приветствуют невесту и жениха. Бог ада — Кали разгневан выбором, который сделала царевна. Он решил овладеть Дамаянти и клянется отомстить своему сопернику.
Второе действие
Первая картина. Дворец царя Наля. Глухая ночь, постепенно наступает рассвет. Кали негодует — прошло шесть лет, а он все еще не свершил своей мести. Но сейчас замысел Кали близок к осуществлению — Наль позабыл исполнить обряд святого омовения, и бог зла приобретает свою власть над грешником. В образе странствующего факира Кали предлагает царю чашу с заколдованным вином. Одурманенный зельем, Наль играет в кости со своим сводным братом Пушкарой и проигрывает ему все драгоценности, а потом корону и царство. Наль, ставший нищим, уходит в изгнание. Дамаянти отказывается от престола и следует за любимым супругом.
Вторая картина. Поляна в дремучем лесу. Вечер. Дамаянти утешает усталого, измученного Наля ласковой колыбельной песней, а затем и сама засыпает. Послушавшись злого Кали, Наль покидает спящую Дамаянти. Проснувшись, она приходит в ужас и не верит, что супруг мог оставить ее одну в лесу. Кали, приняв образ пленительного юноши, хочет овладеть беззащитной женщиной. Боги спасают Дамаянти и переносят ее во дворец отца.
Третье действие
Первая картина. Утренние сумерки. Скалистая местность. К одной из скал прикован Керкота — царь змей. Наль освобождает Керкоту, который в награду избавляет Наля от власти злого бога. Наль принимает образ Вагуки, воина царя Ритуперна.
Вторая картина. Площадь перед дворцом царя Бимы. С помощью царя Ритуперна и его воителя Вагуки Бима одержал победу над Пушкарой. Народ приветствует победителей. Дамаянти, истосковавшаяся в разлуке с Налем, чувствует, что он, невидимый, присутствует здесь. Обращаясь к богам, она умоляет их открыть ей любимого супруга. Наль принимает свой прежний образ. Дамаянти счастлива. — Снова Дамаянти с Налем неразлучна — поет хор небесных духов.