A Midsummer Night's Dream
Опера английского композитора Бриттена в трех действиях по одноименной комедии У. Шекспира, либретто композитора и П. Пирса.
Премьера: Олдбороский фестиваль, в исполнении труппы «Инглиш опера груп», 11 июня 1960 года.
Действующие лица:
Оберон (контратенор), Титания (сопрано), Лизандр (тенор), Деметрий (баритон), Гермия (меццо-сопрано), Елена (сопрано), Тезей (бас), Ипполита (меццо-сопрано), Пак (разговорная роль), Шпулька (бас).
В волшебном лесу эльфы собирают ночью жемчужную росу для Титании, супруги царя лесов Оберона. Оберон, вечно ссорящийся с женой, в очередной раз предлагает ей мир, но та упорствует. Тогда Оберон, желая заколдовать упрямицу, посылает Пака за волшебным соком. Если спящего окропить этим нектаром, то, проснувшись, он влюбится в того, кого увидит первым. В лес приходят две влюбленные пары: Гермия и Лизандр, Деметрий и Елена. Когда они засыпают, Пак орошает их волшебным соком. Начинается забавная путаница. Пак вносит сумятицу и в другую компанию, где ремесленники репетируют пьесу о Пираме и Тизбе, готовясь к свадьбе Тезея и Ипполиты. Неутомимый шутник с помощью волшебного цветка превращает голову Шпульки, одного из этих ремесленников, в ослиную. Проснувшаяся Титания влюбляется в него вместо мужа. Рассерженный на Пака, Оберон прекращает эту путаницу и снимает чары со всех. Все вместе идут на свадьбу к Тезею. Эльфы благословляют три пары, а ремесленники разыгрывают свою пьесу.
* * *
Музыка Мендельсона к комедии Шекспира на долгие годы преградила путь композиторам к этому сюжету, а неудачи, испытанные смельчаками, еще более укрепили мысль о невозможности соперничества. Опера Бриттена доказала противоположное. При всех достоинствах музыки Мендельсона, она дает романтическое воплощение только фантастической стороны сюжета, оставляя в стороне основное действие. Бриттен претворяет весь спектр образов Шекспира, многоплановость содержания пьесы, ее лирику, поэзию, юмор, жанровую и бытовую стихию. Смело пользуясь средствами современного оперного театра, прибегая и к стилизации и к пародии (представление «трагедии о Пираме и Тисбе» является мастерской и остроумной пародией на старинную итальянскую оперу), композитор создал произведение удивительное по богатству красок, преодолевающее привычную условно-романтическую трактовку темы. И фантастические, и реальные образы глубоко переданы в музыке. Широко применяются сольные вокальные формы (ариозо), ансамбли и речитативы. Музыка носит ярко выраженный национальный характер, насыщена английской песенностью и танцевальными ритмами. Автор как бы восстанавливает прервавшуюся традицию, идущую от его гениального предшественника Г. Пёрселла.
«Сон в летнюю ночь» был поставлен в Голландии, Италии (1961, «Ла Скала»), Германии. Спектакль берлинской «Комише опер» показан в Москве в 1965 г. Премьера на русской сцене прошла в московском Большом театре 28 октября 1965 г. под управлением Г. Рождественского, в режиссуре Б. Покровского (с участием Е. Образцовой, Г. Олейниченко, А. Огнивцева). Среди последующих постановок выделяется спектакль в Нью-Йорке (1996, «Метрополитен-опера»; Й. Ковальски — Оберон).
А. Гозенпуд
Дискография: CD — Virgin Classics. Дир. Хикокс, Оберон (Боуман), Титания (Л. Уотсон), Лизандр (Грехем-Холл), Деметрий (Харфорд), Гермия (Д. Джонс), Елена (Гомес), Тезей (Бейли), Ипполита (Уокер).