Alcido
Опера Дмитрия Бортнянского в трех действиях, итальянское либретто П. Метастазио.
Первая постановка: Венеция, 1778 г.; первое исполнение в СССР (концертное): Киев, 17 января 1984 г.
Либретто «Алкида» сочинено для И. А. Хассе. Его полное название — «Алкид на распутье». В основу фабулы положена аллегория философа V в. до н. э. Продика, известная по изложению Ксенофонта. Древнегреческий герой Алкид (Геракл) встретил на распутье двух женщин: одна из них олицетворяла Порочность, другая — Добродетель. Ему предстояло сделать выбор жизненного пути, и, несмотря на соблазны Порочности, он избрал стезю Добродетели. Метастазио, а вслед за ним и Бортнянский облекли эту притчу в художественную форму. В опере олицетворением двух противоположных начал служат Эдонида и Аретея. Первая рисует перед Алкидом мир бездумных наслаждений и радостей, тогда как вторая не скрывает, что на праведном пути героя подстерегает множество опасностей и испытаний, требующих немалого мужества. Сделать выбор юноше нелегко, но он не страшится испытаний и побеждает искушения. Эдонида признает его правоту и решает разделить его героические деяния.
В музыке Бортнянского правдиво передана душевная борьба Алкида, ярко обрисованы образы Аретеи и Эдониды. Принято определять жанр «Алкида» как опера-сериа. Это не вполне справедливо. В произведении Бортнянского отсутствует внешнее действие, это опера-аллегория, в которой содержится нравственный урок.
А. Гозенпуд