Antony and Cleopatra
Балет в 3 актах (13 картинах) по мотивам трагедии У. Шекспира.
Композитор Э. Лазарев, сценарист В. Пудалов (либретто в редакции театра), балетмейстер И. Чернышев, художник Э. Стенберг, дирижер Э. Грикуров.
Премьера состоялась 11 июля 1968 года в Малом театре оперы и балета, Ленинград.
1. Антоний-завоеватель. Легионы победоносного триумвира Антония подошли к границе Египта. Ликующие приветствия солдат сопровождают прославленного полководца. Антоний вызвал сюда царицу Клеопатру, которую решил наказать за ее помощь врагам. Прибывает Клеопатра. Грозный триумвир покорен ее красотой.
Дворец Клеопатры. Рабыни Клеопатры — альмеи — развлекают римских воинов. В страстном порыве несутся Антоний и Клеопатра. Вакхическую пляску прерывает посол Цезаря. Антоний прогоняет его. Появляется второй посол. Цезарь требует Антония в Рим. Антоний взбешен. Он прощается с Клеопатрой и уходит вместе с войсками. Вслед Антонию Клеопатра посылает своего раба.
Триумвиры. Цезарь вне себя — Антоний еще не вернулся из Египта. Цезарь жаждет власти и подчинения. Неожиданно появляется Антоний. Он в гневе и готов сокрушить даже Цезаря. Лепид пытается примирить их и вновь провозгласить союз триумвиров. Цезарь предлагает скрепить дружбу женитьбой Антония на своей сестре Октавии. Чтобы не потерять власть, а вместе с ней и Клеопатру, Антоний соглашается. Каждый думает о своем. Октавия полна надежд соединить дружбой брата и будущего мужа. Цезарь спокоен, он выигрывает время, чтобы позже расправиться с Антонием. Лепид верит Цезарю и рад вернувшемуся спокойствию. Все мысли Антония с Клеопатрой. Он понимает, что Октавия принесена братом в жертву. Но жребий брошен, игра начата. Триумвират восстановлен.
2. Дворец Клеопатры. Клеопатра ждет вестей от Антония. Приближенные тщетно пытаются ее развлечь. Вернувшийся из Рима раб сообщает об измене Антония. Клеопатра в отчаянии.
Афины. Антоний и Октавия в Афинах. Кажется, что в мире царят тишина и спокойствие. Но Октавия предчувствует беду. Антоний не в силах забыть Клеопатру. Он стремится к ней. «Прочь власть, прочь Рим, прочь Октавия!»
Египетская ночь. Антоний у ног Клеопатры молит о прощении. Они снова вместе.
Рим. Цезарь узнает о бегстве Антония в Египет. Он упрекает сестру в том, что она не смогла удержать Антония. Гнев Цезаря страшен. Октавия умоляет пощадить Антония. Но Цезарь неумолим. Римские легионы во главе с Цезарем двинулись на Египет.
Клеопатра-воительница. Войска перед боем присягают Антонию и Клеопатре. Они готовы встретить надвигающиеся когорты Цезаря.
3. Цезарь-победитель. Цезарь торжествует победу. Войска Антония и Клеопатры разбиты.
После битвы. Антоний разгромлен и опозорен. Как кошмарные видения проносятся перед ним картины боя. Клеопатра пытается успокоить его, но она и сама не видит выхода. Появляется посол Цезаря. Он уговаривает Клеопатру покинуть Антония и этим спасти себя. Антоний застает Клеопатру с послом. В бешеной ревности он избивает посла и проклинает Клеопатру.
Мнимая смерь Клеопатры. Медленно движется похоронное шествие. Врывается убитый горем Антоний, его гнев сменяется отчаянием. Со смертью Клеопатры оборвалась последняя нить, связывающая его с жизнью.
Антоний. Антоний приказывает рабу убить его. Не в силах выполнить приказание Антония, раб закалывает себя. «Неужели не хватит мужества лишить себя жизни?» Антоний бросается на меч.
Клеопатра. Инсценировав свою смерть, Клеопатра хотела проверить любовь Антония. Но игра зашла слишком далеко. Антоний умирает у нее на руках. Только сейчас понимает Клеопатра силу своей любви. Власть? Жизнь? Зачем они ей теперь?
Только смерть может соединить ее с Антонием.
* * *
Композитор Эдуард Лазарев (р. 1935) — народный артист Молдавской ССР. Известны его оперы «Клоп» (по В. Маяковскому, 1963), «Дракон» (по Е. Шварцу, 1974), «Революцией призванный» (1979), балеты «Утес» (1959), «Сломанный меч» (1960), «Арабески» (1970), «Идол» (1978). Музыка к балету «Антоний и Клеопатра», написанная композитором к 400-летию со дня рождения Шекспира, была оценена как крупное достижение и отмечена Государственной премией Молдавской ССР (1966). Первая постановка балета принадлежит хореографу Марии Лазаревой (1965, Молдавский театр оперы и балета).
Однако наибольший общественный интерес вызвала ленинградская постановка Игоря Чернышева (р. 1937). Для талантливого танцовщика Кировского балета, активного участника творческих исканий Леонида Якобсона и Юрия Григоровича, спектакль «Антоний и Клеопатра» был великолепным балетмейстерским дебютом. Он обратил на себя внимание критики и зрителей своим «лица не общим выражением», его хореографическое решение поражало незаемной новизной истинного таланта. В дальнейшем Чернышев руководил балетными труппами в Одессе (1969-1975), Кишиневе (1975-1976) и Куйбышеве (1976-1995), где сочинил и поставил ряд оригинальных спектаклей. Среди них «Ангара» (1977), «Щелкунчик» (1978), «Ромео и Юлия» (1979), «Помните!» (1981), «Казнь Степана Разина» (1986), «Маленький принц» (1990).
В ленинградском спектакле участвовал уникальный дуэт гостей из Кировского театра — Алла Осипенко и Джон Марковский, во многом вдохновившие хореографа на решение образов Клеопатры и Антония. Однако премьеру танцевали солисты своего театра: Валентина Муханова (Клеопатра), Василий Островский (Антоний), Николай Боярчиков (Цезарь), Лариса Климова (Октавия). Талантливый спектакль выдержал 120 представлений.
Анализируя премьеру, балетовед Аркадий Соколов-Каминский писал: «Мир смятенной души Чернышев воплотил своеобразными средствами, переосмыслив некоторые приемы в стройной системе классической хореографии. Ее главный принцип развития — композиционное развертывание — заменен монтажом. Постановщик изобретателен и смел в поиске выразительных движений и поз. Безгранично его доверие к танцу, который и организует спектакль. При яркости пластических красок балет решен экономно и даже скупо, лапидарным языком графики. Это ощущается и в обрисовке героев, и в особенности остальных персонажей».
«Трехактный спектакль, — отмечала известный историк балета Вера Красовская, — отступал от пьесы Шекспира в границах, дозволенных балетным воплощением литературной классики. Сохранялись основные события, развитие 22 сюжета, ведущие персонажи. По ходу действия чередовались массовые сцены, диалоги и монологи солистов. Но сразу же определилась некая напряженность, даже стесненность образной системы, стянутой в круг внутреннего мира Клеопатры. Мир ее был трагически непроницаем, жестоко неконтактен и поглощал честолюбивые порывы Антония.
Что было нужно этой героине, ведущей действие к трагическому исходу? Ее страсть, ревность, гнев, отчаяние полыхали в общем-то холодным огнем, бросая отблеск на сцены, в которых Клеопатра не участвовала. Цезарь в запале политических интриг (его прыжки с трона на трон триумвиров выдавали неосуществимую тягу занять их все сразу), малокровная Октавия, по приказу влюбленная в Антония, — это были только марионетки, ничтожные перед нашествием чувств, раздиравших Клеопатру. А она поразительно красноречиво выражала эти чувства. Ее тело то выпрямлялось и распластывалось, то, извиваясь, затягивалось в узлы, казалось бы, немыслимой страсти. Но взгляд Клеопатры — В. Мухановой оставался гипнотически неподвижен, и красноречие танца направлялось вовнутрь. В финале балета Клеопатра уподоблялась сфинксу, хранящему загадку вечной позы и широко раскрытых глаз. Трагедия, взвинченная до предела, отшумев, умирала вместе с ее носительницей».
Подробности премьеры в Малом оперном театре сохранились в воспоминаниях страстного поклонника балета Дмитрия Черкасского: «Муханова танцевала Клеопатру с невероятным напором, сильно, жестко, и эта манера придавала хореографии какой-то спортивно-акробатический оттенок. Казалось, что Муханова все время гонится за текстом, торопится успеть сделать все с размахом и до конца. Эта несколько однообразная моторность, хотя и производила впечатление, но лишала роль воздуха, пауз, мгновений раздумья, а с ними и психологической глубины. Но вскоре в исполнении Мухановой наметились перемены: сохранив прежний напор и темпераментность, оно обрело большую глубину и тонкость.
В исполнении Осипенко хореография Чернышева прозвучала совсем по-другому. Она утратила внешний напор, моторность, но обрела широту, значительность поз, большую глубину и серьезность, разнообразие оттенков. Главное, что привнесла в спектакль балерина, — это томительную напряженность человеческих отношений, извечную борьбу мужского и женского начал. Постановка И. Чернышева „Антоний и Клеопатра", думается, не получила должной оценки, и ее подлинное место в эволюции советского балета так и не осознано».
Игорь Чернышев повторил свою постановку в Куйбышеве (1978) и Кишиневе (1982). В других балетмейстерских решениях балет «Антоний и Клеопатра» был поставлен во Львове (1968), Саратове (1971), Воронеже (1972), Риге (1972), Горьком (1972), Донецке (1974, 1977), Ташкенте (1975) и других городах страны.
А. Деген, И. Ступников