Narodno Pozorište u Beogradu
Впервые идея о строительстве театра в Белграде возникла в 1851 году, благодаря обществу «Любителей народного образования». Театр основан 13 июля 1868 года и строился в течение двух лет, предположительно по плану архитектора Александра Бугарского. Распоряжение о строительстве принял князь Михаил Обренович. Первый спектакль — пьеса «Георгий Бранкович». Кроме театральных спектаклей, в зале в течение XIX века проводились благотворительные балы и концерты. Великая конституционная скупщина в этом зале проголосовала за Конституцию в 1888 году.
Во времена Югославии стал Югославским национальным театром. Театр объединил лучших актёров Сербии, здесь ставились пьесы сербских, словенских и мировых драматургов.
В 1999 году во время воздушных налётов НАТО театральный коллектив был единственным в стране, продолжившим работу. При этом стоимость билета была чисто символической, равная одному динару.
В составе театра три академических труппы: драмы, оперы (с 1921 года) и балета (с 1920 года). Также в здании находится музей театра. Выступления проводятся на двух сценах, Главной сцене (на 700 мест) и сцене Раши Плаовича (на 300 мест).
Здание выполнено по образцу театральных зданий того времени, особенно миланской Ла Скалы, от которого принята концепция и декоративная отделка эпохи Возрождения. При более поздних реконструкциях первоначальный вид полностью изменен. Первая реконструкция началась в 1911 году, длившаяся до 1922 года, в связи с перерывом на войну. Театр был расширен и потерял часть внешнего декора. Вторая реконструкция связана с результатами бомбардировки Белграда в 1941 году. Она проводилась в 1964-1965 гг. Изменениям подвергся интерьер. Последняя крупная реконструкция была осуществлена в 1986-1989 гг., тогда была достроена часть в сторону улицы братьев Юговича.
История балета
Первые балетные представления в Белградской опере относятся к началу 20-х гг. 20 в. Сначала это были хореографические миниатюры и танцы в постановках опер, исполнявшиеся ансамблем из 6 человек. Балетмейстерами были артистки К. Исаченко и М. Болотовская. В 1922 труппа насчитывала уже 22 человека. Были поставлены одноактные балеты «Шехеразада» и «Сильфиды» и первый балет сербского композитора М. Милевича «Le balai du valet».
Впоследствии в Белграде работали балетмейстеры А. Фортунато, Н. Кирсанова, А. Романовский, А. Жуковский, а также (с 1927) русские артисты Маргарита и Максимилиан Фроманы, сыгравшие решающую роль в становлении балетной школы в Югославии, в создании высокохудожественного репертуара Белградского театра.
Гастрольные выступления А. Павловой и Л. Новикова (1927), а затем Т. П. Карсавиной также повысили интерес к балетному искусству. В 20-30-х гг. были поставлены балеты классического наследия — «Жизель», «Коппелия», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда»; балеты из репертуара труппы Дягилева — «Видение розы», «Жар-птица», «Петрушка»; балеты на муз. К. Шимановского, Н. Черепнина, А. Тансмана, Р. Штрауса.
Этапными явились постановки нац. балетов «Пряничное сердце» (1927), «Имбрек с носом» (1937) Барановича (оба — балетм. Маргарита Фроман) и поставленный Пиа и Пино Млакарами «Чёрт в деревне» Лхотки.
Ведущие солистки Национального театра в 30-е гг. — Н. Бошкович, А. Прелич, Р. Леви, Н. Милошевич, С. Станисавлевич, Т. Полонска, М. Оленина, А. Ройе, С. Лакетич; солисты — М. Ристич, М. Йованович и др. В разное время труппу возглавляли: Б. Г. Романов (1930-31), Н. Кирсанова (1932-34), Б. Князев (1934-36), Маргарита Фроман (1937-38).
После освобождения Белграда и всей страны от немецко-фашистских захватчиков балет национального театра пережил период интенсивного обновления, связанный главным образом с деятельностью балетмейстера и ведущего танцовщика труппы Д. Парлича, творчество которого составило эпоху в истории балета в Югославии. Главным событием послевоенных лет стала постановка балета «Охридская легенда» Христича (1947, балетм. Маргарита Фроман), созданного по фольклорным мотивам (сохранялся в репертуаре до 1970). Были поставлены балеты: «Баллада об одной средневековой любви» Лхотки (балетм. Млакары), «Жизель» (балетм. Л. М. Лавровский), «Золотая рыбка» Логара, «Китайская сказка» Барановича, балеты Стравинского, де Фалья, Бартока и др.
Балеты, созданные Парличем, свидетельствовали о многогранности творческих поисков балетмейстера и возглавляемого им коллектива. Среди них были постановки в чисто классическом духе, а также попытки синтезировать язык классического балета с национальным танцем и танцем модерн: «Пряничное сердце» Барановича, «Симфонический триптих» Конёвича, «Охридская легенда», «Симфония» на муз. Бизе, «Шестая симфония Чайковского», «Ромео и Джульетта», «Чудесный мандарин», «Орфей», «Поцелуй феи»; «Поединок» де Бенфилда, «День рождения инфанты» Фортнера, «Человек перед зеркалом» и «Одиночество» Келемена, «Жоан из Цариссы» Эгка и «Себастьян» Менотти, «Ундина» Хенце и др.
Ряд постановок осуществила артистка и балетмейстер В. Костич: «Месть» Томази, «Встреча в Луисвилле» Ибера, «Вибрации» Фрибеца, «Питер-Пен» Бьелинского, «Звёздный круг» на муз. Альбинони и Пендерецкого. Ф. Аштон пост. «Тщетную предосторожность».
В театре в 60-70-х гг. работали солистки — М. Санина, Р. Парнел, Костич, М. Йованович, К. Обрадович, Й. Бегоевич, Д. Сифниос, В. Джорджевич, Л. Пилипенко; солисты — Б. Маркович, Д. Трнинич, М. Мишкович, М. Момчилович, С. Гребельдингер, Б. Младенович и Н. Войкич. Художественный руководитель (с 1976) Обрадович. Труппа совершает множество гастрольных поездок по странам Европы, выступает на международных музыкальных фестивалях, в 1979 гастролировала в СССР.
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981