Национальный театр в Белграде

Narodno Pozorište u Beogradu

Город
Белград
Год основания
1868
Тип
Национальный театр в Белграде / Narodno Pozorište u Beogradu

Впервые идея о строительстве театра в Белграде возникла в 1851 году, благодаря обществу «Любителей народного образования». Театр основан 13 июля 1868 года и строился в течение двух лет, предположительно по плану архитектора Александра Бугарского. Распоряжение о строительстве принял князь Михаил Обренович. Первый спектакль — пьеса «Георгий Бранкович». Кроме театральных спектаклей, в зале в течение XIX века проводились благотворительные балы и концерты. Великая конституционная скупщина в этом зале проголосовала за Конституцию в 1888 году.

Во времена Югославии стал Югославским национальным театром. Театр объединил лучших актёров Сербии, здесь ставились пьесы сербских, словенских и мировых драматургов.

В 1999 году во время воздушных налётов НАТО театральный коллектив был единственным в стране, продолжившим работу. При этом стоимость билета была чисто символической, равная одному динару.

В составе театра три академических труппы: драмы, оперы (с 1921 года) и балета (с 1920 года). Также в здании находится музей театра. Выступления проводятся на двух сценах, Главной сцене (на 700 мест) и сцене Раши Плаовича (на 300 мест).

Здание выполнено по образцу театральных зданий того времени, особенно миланской Ла Скалы, от которого принята концепция и декоративная отделка эпохи Возрождения. При более поздних реконструкциях первоначальный вид полностью изменен. Первая реконструкция началась в 1911 году, длившаяся до 1922 года, в связи с перерывом на войну. Театр был расширен и потерял часть внешнего декора. Вторая реконструкция связана с результатами бомбардировки Белграда в 1941 году. Она проводилась в 1964-1965 гг. Изменениям подвергся интерьер. Последняя крупная реконструкция была осуществлена в 1986-1989 гг., тогда была достроена часть в сторону улицы братьев Юговича.

История балета

Первые балетные представления в Белградской опере относятся к началу 20-х гг. 20 в. Сначала это были хореографические миниатюры и танцы в постановках опер, исполнявшиеся ансамблем из 6 человек. Балетмейстерами были артистки К. Исаченко и М. Болотовская. В 1922 труппа насчитывала уже 22 человека. Были поставлены одноактные балеты «Шехеразада» и «Сильфиды» и первый балет сербского композитора М. Милевича «Le balai du valet».

Впоследствии в Белграде работали балетмейстеры А. Фортунато, Н. Кирсанова, А. Романовский, А. Жуковский, а также (с 1927) русские артисты Маргарита и Максимилиан Фроманы, сыгравшие решающую роль в становлении балетной школы в Югославии, в создании высокохудожественного репертуара Белградского театра.

Гастрольные выступления А. Павловой и Л. Новикова (1927), а затем Т. П. Карсавиной также повысили интерес к балетному искусству. В 20-30-х гг. были поставлены балеты классического наследия — «Жизель», «Коппелия», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Раймонда»; балеты из репертуара труппы Дягилева — «Видение розы», «Жар-птица», «Петрушка»; балеты на муз. К. Шимановского, Н. Черепнина, А. Тансмана, Р. Штрауса.

Этапными явились постановки нац. балетов «Пряничное сердце» (1927), «Имбрек с носом» (1937) Барановича (оба — балетм. Маргарита Фроман) и поставленный Пиа и Пино Млакарами «Чёрт в деревне» Лхотки.

Ведущие солистки Национального театра в 30-е гг. — Н. Бошкович, А. Прелич, Р. Леви, Н. Милошевич, С. Станисавлевич, Т. Полонска, М. Оленина, А. Ройе, С. Лакетич; солисты — М. Ристич, М. Йованович и др. В разное время труппу возглавляли: Б. Г. Романов (1930-31), Н. Кирсанова (1932-34), Б. Князев (1934-36), Маргарита Фроман (1937-38).

После освобождения Белграда и всей страны от немецко-фашистских захватчиков балет национального театра пережил период интенсивного обновления, связанный главным образом с деятельностью балетмейстера и ведущего танцовщика труппы Д. Парлича, творчество которого составило эпоху в истории балета в Югославии. Главным событием послевоенных лет стала постановка балета «Охридская легенда» Христича (1947, балетм. Маргарита Фроман), созданного по фольклорным мотивам (сохранялся в репертуаре до 1970). Были поставлены балеты: «Баллада об одной средневековой любви» Лхотки (балетм. Млакары), «Жизель» (балетм. Л. М. Лавровский), «Золотая рыбка» Логара, «Китайская сказка» Барановича, балеты Стравинского, де Фалья, Бартока и др.

Балеты, созданные Парличем, свидетельствовали о многогранности творческих поисков балетмейстера и возглавляемого им коллектива. Среди них были постановки в чисто классическом духе, а также попытки синтезировать язык классического балета с национальным танцем и танцем модерн: «Пряничное сердце» Барановича, «Симфонический триптих» Конёвича, «Охридская легенда», «Симфония» на муз. Бизе, «Шестая симфония Чайковского», «Ромео и Джульетта», «Чудесный мандарин», «Орфей», «Поцелуй феи»; «Поединок» де Бенфилда, «День рождения инфанты» Фортнера, «Человек перед зеркалом» и «Одиночество» Келемена, «Жоан из Цариссы» Эгка и «Себастьян» Менотти, «Ундина» Хенце и др.

Ряд постановок осуществила артистка и балетмейстер В. Костич: «Месть» Томази, «Встреча в Луисвилле» Ибера, «Вибрации» Фрибеца, «Питер-Пен» Бьелинского, «Звёздный круг» на муз. Альбинони и Пендерецкого. Ф. Аштон пост. «Тщетную предосторожность».

В театре в 60-70-х гг. работали солистки — М. Санина, Р. Парнел, Костич, М. Йованович, К. Обрадович, Й. Бегоевич, Д. Сифниос, В. Джорджевич, Л. Пилипенко; солисты — Б. Маркович, Д. Трнинич, М. Мишкович, М. Момчилович, С. Гребельдингер, Б. Младенович и Н. Войкич. Художественный руководитель (с 1976) Обрадович. Труппа совершает множество гастрольных поездок по странам Европы, выступает на международных музыкальных фестивалях, в 1979 гастролировала в СССР.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Фестиваль симфонических оркестров мира Фестивали, конкурсы, премии
Большая Римская премия Фестивали, конкурсы, премии
Зальцбургский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Фестиваль «Биргитта» Фестивали, конкурсы, премии
Опера Монпелье Театры и залы

Реклама