Балетная программа Первого Международного фестиваля искусств в Одессе

Одесская опера

Так получилось, что из двух оперно-балетных составляющих Одесского фестиваля искусств балетная программа оказалась и представительней, и насыщенней, и ярче. Один только автобиографический бенефис Владимира Васильева, украшенный стилистически пёстрым дивертисментом, сделал бы честь любому балетному форуму. Но, благодаря берлинской продюсерской компании PraBesTime Productions Berlin, выступившей в качестве соорганизатора фестиваля, сцена Одесского национального театра буквально светилась от обилия именитых гостей, словно отражая фантастический блеск позолоты зрительского зала.

«Очень хотелось бы, чтобы этому роскошному, богатому интерьеру соответствовала не менее богатая и яркая душа творческого коллектива», — пожелал театру во время пресс-конференции Владимир Васильев. И первый вечер балета под символическим названием «Танцующий голос», прошедший в рамках фестиваля, стал не только своеобразным приношением синтетической условности музыкально-драматического искусства, но и своеобразным ответом на пожелание артистам театра великого танцовщика XX века.

Хореографические сцены из оперных спектаклей были показаны артистами балетной труппы Одесского театра оперы и балета при участии приглашенных солистов Берлинского Государственного балета.

«Танец часов» из оперы А. Понкьелли «Джоконда» был исполнен солистами Берлинского балета Шоко Накамурой и Виславом Дудеком в сопровождении артистов кордебалета Одесского театра. Эта редакция хореографии Мариуса Петипа, сделанная Музафаром Бурхановым, изобилует бисерной вязью классических поз и графичностью кантилены отточенных па. Одесский кордебалет в этом кружеве путается совершенно по-детски, демонстрируя явную неотрепетированность непростого, но, в общем-то, и не сильно головокружительного текста для ансамбля из трех четвёрок солисток. Особенно эта рыхлость бросалась в глаза на фоне безупречной, хотя и чрезмерно холодной техничности Шоко Накамуры, продемонстрировавшей великолепный шаг и чистоту вращений. Виславу Дудеку при выдающихся внешних данных и прекрасных классических пропорциях, на мой взгляд, тоже немного не хватало экспрессии, которая, впрочем, вполне заменялась чистотой и аккуратностью прыжков и неизменно эффектных жете по кругу.

Хореографическая сцена «Триумф», поставленная главным балетмейстером Одесского театра, бывшим солистом Большого театр СССР Юрием Васюченко специально для новой версии оперы Дж. Верди «Аида», словно соткана из микроцитат, в которых узнается пластика шествий знаменитых спектаклей Ю. Н. Григоровича. Однако, каскад сложнейших поддержек в исполнении солистов труппы Елены Кондратьевой и Николая Вориводина выглядел совершенно оригинальным испытанием атлетической выносливости и скульптурной чуткости центрального дуэта.

Настоящим хитом, взорвавшим зал бурей оваций, стало исполнение «Вальпургиевой ночи» из «Фауста», идущей на сцене Одесского театра в оригинальной хореографии Леонида Лавровского. Непередаваемое чувство стиля всех – от кордебалета до солистов – буквально околдовывало. Это было настоящее пиршество эмоциональной экспрессии в строгой оправе классического танца. Все семь частей были исполнены на одном дыхании. Но даже на фоне эстетически изысканной, сдержанно эротичной и технически безупречной солистки Берлинского балета Яны Саленко, выступившей в дуэте с артистом балетной труппы Национальной Оперы Украины Александром Стояновым, солист Одесского балета Окава Койа выглядел настоящей кометой, которая своим харизматическим свечением просто ослепляла. Неописуемая лёгкость прыжков, стремительность и чистота вращений, игривое озорство, придающее неотразимое звучание каждому танцевальному па, — всё говорило о том, что Койа — не просто технический вундеркинд, которыми славится страна восходящего солнца, но — настоящий артист.

Завершали первый вечер балета «Половецкие пляски» из оперы А.Бородина «Князь Игорь» в хореографии Ю. Васюченко. И хор, и оркестр, и солисты — Богдан Чабанюк, Денис Васильев, Анастасия Банникова, Мария Рязанцева, — великолепно справились с непростым материалом этого запетого хита, сумев представить завершенный миниспектакль, который выглядел не столько вырванной из контекста иллюстрацией, сколько самостоятельным законченным произведением.

Несколько слов нужно сказать об оркестре Одесской оперы, который в отсутствие своего руководителя допускал грубоватые межгрупповые расхождения, неаккуратность динамических акцентов и даже пару киксов. Общее ощущение, что музыканты не слышат друг друга, было несколько удивительным и досадным, особенно после прекрасно исполненной накануне «Аиды». Вина это дирижера Игоря Чернецкого, не сумевшего собрать музыкантов, или же оркестранты сами по себе решили «отдохнуть» на полубалетном репертуаре, — лично мне сложно судить, но местами качество исполнения вызывало недоумение. К сожалению, два других концерта прошли под фонограмму, и оценить качество исполнения балетного репертуара оркестром Одесской оперы у меня уже не было.

Бенефис Владимира Васильева «И жизнь, и сцена, и судьба» состоял из видео- и фотомонтажа, сопровождавшихся интереснейшими комментариями живой легенды мирового балета, и пёстрого дивертисмента из номеров, в которых в своё время блистал звёздный дуэт, и совершенно новых, современных композиций. Вместе с Владимиром Васильевым на сцену Одесского национального академического театра впервые вышла и другая легенда мирового балета — Владимир Малахов, возглавляющий сегодня труппу Берлинского Государственного балета, артисты которого Яна Саленко и Дину Тамажлакару стали настоящим открытием фестивальной программы, блистательно выступив в хитовом па-де-де из «Дон Кихота» (тройные фуэте в чистейшем исполнении Яны Саленко, думаю, запомнятся многим). В программе также приняли участие артисты Большого театра Геннадий Янин, Кристина Кретова, Мария Виноградова и Иван Алексеев, исполнившие фрагменты из балетов «Анюта», «Фрагменты одной биографии», «Лебединое озеро» и «Еврейская сюита» (всё в хореографии В. Васильева). Пластическим откровением стал номер «Почему люди не летают», поставленный ученицей В. Васильева Е. Богданович с учетом атлетических данных лауреата Международного балетного конкурса «Арабеск» (Пермь) Александра Могилёва. Хрупким и завораживающим завершением вечера стал дуэт из балета Р. Глиэра «Красный мак» в исполнении солистов Одесского балета Терады Мидори и Окавы Койи.

Ощущение праздника, царившего в этот вечер на сцене и в зале, странным образом смешивалось с чувством ностальгической тоски, особенно, когда в танцевальных композициях, оставшихся в памяти в исполнении Владимира Васильева и Екатерины Максимовой, появлялись новые солисты. Всё было чисто, корректно, местами даже более изящно и технично, чем в оригинале, но души того самого оригинала в этих пластических копиях уже не было. И это понимание, что у ролей, сделанных специально для таких мастеров, как Васильев и Максимова, не может быть продолжения, потому что душа из этих пластических шедевров уходит вместе с теми, кто впервые вдохнул в них жизнь, вызывало вполне ощутимое чувство щемящей боли… Хотя, конечно, бывают исключения, и знаменитый номер К. Голейзовского «Нарцисс», с которого, если не ошибаюсь, и началось блистательное восхождение звезды В. Васильева, в конце 80-х прошлого века с невероятной самобытностью был возрожден Владимиром Малаховым, который, по скромной оценке самого Васильева, танцевал эту миниатюру лучше и тоньше. К счастью, я видел этот номер в исполнении Малахова на сцене Большого театра, солистом которого одному из самых ярких артистов балета XX века так и не суждено было стать, и должен заметить, что столько неземной экспрессии, столько чувственной чистоты и импульсивной яркости, сколько было в Нарциссе Малахова, не было больше ни у кого, кто бы ни брался за этот минишедевр. В этот вечер Владимир Малахов исполнил другую уникальную миниатюру – пластический этюд Мауро де Кандии на музыку «Лебедя» Сен-Санса: графическая чёткость, смиренное достоинство и пластическая чистота линий рук и особенно живописных у Малахова кистей отличали это удивительно завораживающее исполнение…

Жаль, что почти все номера дивертисмента прошли под фонограмму, но общего впечатления это обстоятельство, конечно, не испортило.

Завершал балетную программу Одесского фестиваля гала-концерт «Звезды мирового балета», в который вошли фрагменты из «Спящей красавицы» П. И. Чайковского в исполнении солистов Национальной Оперы Украины Екатерины Кухар и Александра Стоянова, «Ромео и Джульетты» С. С. Прокофьева и «Шехерезады» Н. А. Римского-Корсакова в исполнении Кристины Кретовой (Большой театр России) и Игоря Колба (Мариинский театр), «Арлекинады» Р. Дриго в исполнении артистов Берлинского балета – Яны Саленко и Дину Тамажлакару, а также миниатюры и фрагменты из спектаклей в хореографии М. Фокина («Лебедь» Сен-Санса был корректно, но суховато исполнен Еленой Прис из Берлинского балета), Мауро Бигонцетти (дуэт из балета «Караваджо» на музыку Монтеверди исполнили В. Малахов и Е. Прис), Дугласа Ли, Джона Ноймайера (дуэт из «Кармен» исполнили солисты Гамбургского балета Анна Поликарпова и Иван Урбан), Анджелин Прельжокаж («Парк» на музыку В. А. Моцарта был показан в исполнении Н. Сайдаковой и В. Малахова). Свежо и остро прозвучала хореографическая пародия Кристана Шпука на классическое па-де-де на музыку увертюры Дж. Россини к «Сороке-воровке»: в этом сатирическом номере Элиза Карпио Кабрера появляется на сцене в балетной пачке, в очках в толстой оправе и… с дамским ридикюлем. Её классический партнер – Михаил Канискин – пытается всеми силами вернуть свою даму в русло заданного классического стиля, но – тщетно: побеждает приземленность и здравый смысл. И хотя исполнение этого номера сопровождалось взрывами хохота в зале, не думаю, что сильным преувеличением было бы назвать гвоздём программы сольный номер «Буржуа» в хореографии Бена Ван Ковенберга и в исполнении Дину Тамажлакару, с виртуозной лёгкостью преодолевшего навязчивую эстрадность шансоннно-салонной композиции Жака Бреля. Грандиозным аккордом прозвучало па-де-де из «Эсмеральды» Р. Дриго в исполнении Яны Саленко и Мариана Вальтера, продемонстрировавших сияющее торжество классической виртуозности и скульптурной чистоты форм в сочетании с рафинированной пластической кантиленой…

Таким образом, балетная программа Первого Международного фестиваля искусств в Одессе стала серьёзным подтверждением высокого профессионального уровня мероприятия, достойного внимания не только зрителей, но и профессионалов. Хочется верить, что в будущем балетная программа фестиваля украсится не только полноформатными спектаклями, но и мастер-классами, а традиция творческих встреч знаменитых мастеров сцены со зрителями получит своё достойное продолжение.

реклама

Ссылки по теме