Две страницы Одесского фестиваля искусств
Второй международный фестиваль искусств в Одесской Опере, проходивший в первую декаду июня, помимо чисто оперной программы (которую составили такие произведения как «Алкид» Д. С. Бортнянского, «Аида» Дж. Верди и «Турандот» Дж. Пуччини, а также гала-концерт оперных звёзд) включал и обширную музыкальную афишу, напрямую к оперному искусству не относящуюся.
В первую очередь это, конечно, балетная программа фестиваля, что выглядит самым естественным образом для академического театра оперы и балета.
Балетная афиша фестиваля включала премьеру двух сложнейших опусов Игоря Стравинского «Жар-птица» и «Весна священная»,
впервые исполненных здесь к 100-летию их парижской мировой премьеры по инициативе главного дирижёра театра и художественного руководителя фестиваля маэстро Александра Самоилэ (хореография Георгия Ковтуна).
Кроме этих двух жемчужин балетную афишу украсил «Дон Кихот» Л. Минкуса и гала-концерт артистов балета, в котором приняли участие звёзды из Украины и России.
Помимо этих мероприятий в афишу было включено произведение, находящееся на стыке оперного и балетного искусств — сценическая кантата Карла Орфа «Кармина бурана», открывавшая фестиваль и ознаменовавшая собой во второй уже раз проводившийся open-air проект.
Автору этих строк, к сожалению, не удалось посетить все фестивальные мероприятия в полном объёме. Наибольшего сожаления заслуживает оставшаяся «за бортом» премьера балетов Стравинского, которая стала серьёзным испытанием и новой творческой вершиной как для балетной труппы театра, так и для оркестра. Помимо оперных событий мне довелось побывать на open-air проекте и на репертуарном балетном спектакле — «Дон Кихоте».
Накануне открытия фестиваля, которое должно было состояться в форме open-air проекта на Театральной площади у стен величественного здания Одесской Оперы, на южную столицу Украины обрушился настоящий ураган, доставивший массу неприятностей горожанам и в особенности организаторам фестиваля, поскольку нанёс существенный урон техническим средствам, что должны были обеспечивать грандиозное шоу у стен театра. Но
устроители фестиваля оказались сильнее стихии:
немного перекроив программу, им удалось воплотить всё задуманное с грандиозным размахом, показав, сколько творческой энергии и воли к победе сконцентрировано в стенах прекраснейшего в мире театрального здания.
Запланированная на 1 июня, к открытию форума, «Кармина бурана» всё-таки была показана одесситам и гостям города спустя три дня. Урагана больше не было, но погода оставляла желать лучшего — она совсем не подходила для мероприятий под открытым небом, но власти приняли судьбоносное решение — open-air событию быть!
Вызывали авиатехнику и ко второй половине дня тучи над Одессой рассеялись.
Фестиваль проходит под личным патронажем губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука, поэтому столь активное вмешательство областного руководства в планы «небесной канцелярии» удивления не вызывает.
«Кармина бурана» собрала у стен театра, вокруг большого красивого фонтана тысячи горожан и гостей Одессы: событие приобрело поистине массовый характер, и о нём будут ещё долго вспоминать благодарные зрители. Удивительно удачна сама идея с выбором произведения для уличного формата: «Кармина бурана» — компактное сочинение, длящееся всего около часа, кроме того, его эстетика, основанная на традициях уличного, балаганного театра, как нельзя лучше подходит для перформансов под открытым небом. Оно очень популярно в мире, его часто исполняют на улице, гораздо чаще, чем в концертных залах, создавая грандиозные шоу.
Сценическая кантата — произведение синтетическое по своей сути.
Здесь объединены вокально-хоровое (солисты и хор оперного театра), инструментальное (оркестр), танцевальное (балет театра) начала с драматургией и яркими видеорядом. Всё это — основа для создания действа, имеющего большой эмоциональный отклик, кумулятивный эффект от гармоничного соединения разных видов искусств.
Одесскому театру удалось реализовать эту идею, соответствовать заявленному формату в полной мере.
Основу музыкального решения действа составили коллективы Одесской Оперы. Хоровое звучание (хормейстер — Леонид Бутенко) отличалось красотой голосов, но одновременно собранностью и европейской лёгкостью саунда, не перегруженностью мощной звукоподачей, хотя в таких важных с точки зрения драматургии хорах как «O, Fortuna», образующих своего рода античную арку через всё произведение, хор пел достаточно мощно, с необходимым напором и посылом.
Не менее ярко прозвучал и оркестр театра, спаянный и ведомый железной волей своего худрука маэстро Самоилэ: исполнение было динамичным и захватывающим, внимательным к нюансам (несмотря на неакадемическую, нефилармоническую атмосферу), в нём чувствовался драйв и одновременно совершенно органичная в этом произведение атмосфера фатализма, скоротечности и неумолимости времени, изменчивости фортуны.
Вместе хору и оркестру удалось нарисовать грандиозную звуковую фреску, сопоставимую с шедеврами живописи прошлого.
Замечательно прозвучали солисты оперы Надежда Сычук (сопрано), Владислав Горай (тенор) и Александр Стрюк (баритон), в особенности порадовал тенор Горай, филигранно и с большим воодушевлением исполнивший свою партию с экстремально высокими нотами.
Балетные артисты давали пластический образ кантаты, инсценировали сюжет, выстроенный Орфом на стихотворных произведениях средневекового студенчества (хореография Юрия Васюченко).
Особенно впечатляющим был образ судьбы, фортуны — недобрый, демонический, жестокий к простому человеку, к его слабостям, желаниям и надеждам.
Сценки студенческой бесшабашной жизни были разыграны с необыкновенной лёгкостью и пластичностью. Хореографическое решение в целом было визуально ярким, манким, словно приглашающим публику на праздник молодости, приглашающим поучаствовать в этом весёлом балагане. В этом решении проявилось особое мастерство постановщика — не перегрузить танец академизмом, не умертвить дух грубоватого народного веселья, сделать язык танца простым и понятным, но вместе с тем классически выдержанным и не примитивно плоским.
Визуальное впечатление гармонично дополняли костюмы что балета, что хора (художник — Злата Цирценс)
— не конкретно исторические, но в которых присутствует едва уловимый флёр средневековья, дух вольного города, свободного студенчества. Это так созвучно всегда актуальным мотивам Одессы – портового, коммерческого города, города-экстраверта, вечно обращённого к морю, в синие дали, открытого всему миру, города, свободного по духу.
Сценическое действо сопровождалось видеорядом: на огромных экранах демонстрировалась замечательная подборка образов, почерпнутых из средневековых книг, миниатюр, фресковой живописи, картин великих художников Ренессанса. Это усиливало эмоциональный эффект от музыкального и хореографического исполнения, создавая особую ауру торжества искусства и красоты на Театральной площади.
Не лишним будет сказать, что и само место было выбрано исключительно удачно: неповторимый фасад Одесской Оперы гармонично венчал переплетение искусств, добавляя ко всем перечисленным ещё и некую архитектурную раму.
В финале «Кармины бураны» вдруг взорвались фонтаны и фейерверк:
огонь и вода, эти две неумолимые, но служащие человеку стихии, дополнили торжество искусств на фестивале, разрешившегося грандиозным апофеозом красоты.
Хвала организаторам, прежде всего режиссёру-постановщику Валерию Раку, столь умно и тонко продумавшим драматургию вечера, создавших незабываемый праздник одесситам и гостям великого города.
Балетный вечер, выпавший на мою долю, подарил встречу с «вечно зелёной» классикой
— редкий театр на постсоветском пространстве не имеет в своём репертуаре «Дон Кихота».
В Одессе идёт каноническая версия М. Петипа, А. Горского и К. Голейзовского в редакции Ю. Васюченко, балет-дивертисмент, драматургически нелепый, в котором фигура титульного героя играет лишь роль соединителя швов между балетными номерами, но прекрасный своей особой гармонией, духом безраздельно царящей стихии танца.
«Дон Кихот» в Одессе — настоящий спектакль-праздник, отдохновение прежде всего для глаз:
череда блистательных балетных номеров захватывает в вихре веселья и удовольствия что новичка, что бывалого балетомана.
Праздничному настрою очень способствует сценография (художник Наталья Бевзенко-Зинкина): это волшебная Испания, какой никогда не было и не будет в реальной жизни, страна-сказка, страна-праздник, страна-мечта, страна-восторг. Яркие краски, контрасты, отсутствие полутонов, дидактическая «всамделишность» словно приглашают зрителя погрузиться в мир грёз, оторваться от обыденности и приобщиться прекрасному.
Этот феерический карнавал-дивертисмент необыкновенно созвучен пышной красоте барочно-рококошной залы Одесской Оперы: такой спектакль воспринимается очень естественно, как продолжение приторной красоты зрительской части.
В спектакле было два гастролёра:
это сверхизящный, тонкий и сильный мариинец Филипп Стёпин (Базиль), чей танец энергетически заразителен, полон огня, но в то же время не стихиен, в нём чувствуется красота стиля и понимание этого стиля, и также солистка Мариинки Елена Евсеева (Китри), которая, несмотря на падение в самом начале спектакля, провела свою партию феерично — с самозабвением и полной отдачей.
Из одесских солистов справедливо отметить мужественного и грациозного мачо Сергея Доценко (Эспада) и импульсивную и экспансивную Оксану Тункевич (Цыганка): мастерство обоих, равно как и прочих танцовщиков и кордебалета подтвердило высочайший уровень одесского балета, где именитые российские гастролёры смотрелись очень естественно, ибо не было резкого контраста, разрыва между ними и штатными артистами театра.
За музыкальную сторону дела в «Дон Кихоте» отвечала молодая маэстрина Оксана Лынив.
Её профессиональный аккомпанемент танцорам наиболее убедителен был в игривых, бравурных фрагментах, меньше впечатлили лирические места. Но в целом общий тонус, драйв оркестровой игры был высок, что добавило дополнительных, и отнюдь немаловажных очков в копилку праздничного настроения, полноправно царившего в памятный вечер в Одесской Опере.
Фото: facebook.com/Odessa.Opera, Кирилл Стоянов