Одесса музыкальная

Категории словаря

Одесса — один из крупных промышленных и культурных центров СССР, город больших музыкальных традиций. В дореволюц. период — средоточие муз. жизни Юга России. Уже в 1799, через 5 лет после основания О., в городе существовал цех музыкантов. Первые спектакли на рус. яз. состоялись в 1804; любителями (солдатами) была пост. опера «Мельник — колдун, обманщик и сват» Соколовского. С нач. 19 в. гастролировали разл. театр. труппы, с 1809 — итальянская. 10 февр. 1810 одноактной оперой «Новое семейство» Фрейлиха и водевилем «Утешенная вдова» в пост. рус. труппы актёра П. В. Фортунатова в О. открылся постоянный гор. т-р (здание построено в 1809; арх. Т. де Томон). В 1811 здесь играла крепостная оперно-драм. труппа князя А. И. Шаховского с участием крепостного оркестра помещика Н. Куликовского. Ставились оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват»; «Сбитенщик» Буландта, «Розана и Любим» Керцелли и др., затем в течение мн. лет на сцене т-ра выступали итал. труппы (антрепризы Замбони, с 1821 — Буонаволио и др.). С 1827 спектакли итал. оперы чередовались со спектаклями рус. драм. труппы И. Ф. Штейна, ставившей также оперы: «Леста, днепровская русалка» с музыкой Ф. Кауэра, С. И. Давыдова и К. А. Кавоса, «Ям», «Посиделки», «Девишник» — трилогию А. Н. Титова, «Князь-невидимка» Кавоса и др.; в 1836 была исп. опера А. Н. Верстовского «Вадим, или Пробуждение 12 спящих дев». После каждого спектакля следовал балетный дивертисмент. В 1838 рус. драм. труппа Ерохина показала в О. оперу Верстовского «Пан Твардовский», в 40-е гг. труппы К. М. Зелинского и Рыкановского — укр. муз.-драм. спектакли «Наталка Полтавка» Котляревского и «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко. С 1847 оперное иск-во в течение ряда лет было представлено только итал. труппами, в репертуаре к-рых центр. место занимали оперы итал. композиторов («Севильский цирюльник», «Отелло» Россини, «Норма», «Сомнамбула», «Пуритане» Беллини, «Лючия ди Ламмермур», «Дочь полка» Доницетти, «Ломбардцы», «Эрнани», «Макбет», «Трубадур» Верди, и др.). Итал. т-р, способствуя утверждению оперного иск-ва в О., в то же время тормозил развитие в городе рус. и укр. муз.-театр. культуры. В 1873 здание т-ра сгорело. Новое было построено в 1887 по проекту арх. Ф. Фельнера и Г. Гельмера.

Во 2-й пол. 19 в. в спектаклях итал. оперы участвовали и рус. артисты, с 70-х гг. в гор. т-ре появилась рус. антреприза. Исполнялись отрывки из «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы», оперы А. Г. Рубинштейна и др., в 1893 под рук. П. И. Чайковского была пост. «Пиковая дама» (дирижёр М. Б. Эммануэль). С 1911 на сцене т-ра ставились в основном оперные спектакли. Большую роль в истории муз. культуры О. и в пропаганде рус. оперы сыграл И. В. Прибик — муз. руководитель т-ра (1894–1937), дирижёр симф. концертов, профессор консерватории (с 1919). В т-ре выступали певцы: Ф. И. Шаляпин, С. А. Крушельницкая, Л. В. Собинов, М. И. и Н. Н. Фигнеры, О. И. Камионский и др.; артисты балета: А. П. Павлова, Е. В. Гельцер и др., а также знаменитые иностр. гастролёры: Дж. Ансельми, М. Баттистини, Титта Руффо, Э. Карузо и др.

В 1-й четв. 19 в. получило распространение домашнее музицирование, концерты проф. музыкантов ограничивались выступлениями артистов итал. оперы в салонах для привилегированной публики. Позднее силами этих артистов и музыкантов-любителей проводились концерты в помещениях гор. т-ра и в зале Биржи, как правило, с благотворит. целью. С 30-х гг. в городе гастролировали рус. и зарубежные исполнители. В 1831 состоялся вок.-инстр. концерт, организованный А. Д. Жилиным; выступали скрипачи А. Г. Герке (1832), А. Ж. M. Арто и К. Липиньский (1836–37), пианист А. Дрейшок (1841). В 1847 Ф. Лист дал 6 сольных концертов. В 1848–49 состоялись концерты рус. скрипачей Н. Я. Афанасьева и Н. Д. Дми-триева-Свечина, организовавшего также цикл публ. концертов струн. квартета, что послужило толчком к возникновению ряда камерных проф. и любит. ансамблей. В 1849 в О. выступил скрипач А. Вьётан, в 1852 — виолончелист А. Ф. Серве, братья (скрипач и пианист) Г. и Ю. Венявские, в 1853 — пианист Ант. Контский. С 40-х гг. 19 в. всё чаще с конц. эстрады звучала рус. музыка — исполнялись романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, М. И. Глинки, популярностью пользовались рус. и укр. нар. песни. Во 2-й пол. 19 в. событиями в муз. жизни города стали выступления композиторов М. П. Мусоргского (в 1879; с певицей Д. М. Леоновой), П. И. Чайковского (1893), Н. А. Римского-Корсакова (1894), в нач. 20 в. — А. К. Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Рахманинова, дирижёров — А. Никиша, В. И. Сафонова, А. И. Зилоти, А. К. Виноградского, пианистов — С. Ментер, А. Н. Скрябина, В. Л. Сапельникова, скрипачей — А. Д. Бродского, Л. С. Ауэра, виолончелиста А. В. Вер-жбиловича и др.

С 1820-х гг. в О. распространение получили муз. кружки. Систематич. конц. деятельность в 1854–63 вело Филармонич. об-во (осн. в 1842); в 1870 оно слилось с Об-вом любителей музыки (осн. в 1865 по инициативе П. П. Сокальского) и получило назв. Одесского муз. об-ва. В 1884 на его основе было учреждено Одесское отделение РМО. Театр. и конц. жизнь города освещалась в местных газетах («Одесский вестник» и др.), а также периодически в «Русской музыкальной газете». В первые десятилетня 19 в. в О. муз. образование получали лишь представители привилегированных сословий. Обучение пению, игре на муз. инструментах проводилось в частных пансионах, в Ин-те благородных девиц. В 40-е гг. в городе стали появляться частные муз. уч. заведения; первое из них, т.н. скрипич. курсы, в 1848 открыл скрипач и композитор Л. Гольд. В 1866 при Об-ве изящных иск-в была организована муз. школа, затем при Одесском муз. об-ве — муз. классы, в 1886 они слились в муз. классы при Одесском отделении РМО, в 1897 преобразованы в муз. уч-ще РМО (первый директор — Д. Д. Климов). На базе уч-ща в 1913 осн. консерватория (первый директор В. И. Малишевский, до 1921). В 1912 открыл собств. муз. классы П. С. Столярский, где обучались игре на скрипке мн. талантливые дети (здесь занимался Д. Ф. Ойстрах). Значит. роль в развитии муз. культуры города сыграла деятельность чеш. и польских музыкантов, в т. ч. И. В. Прибика, Э. Млынарского, Я. Коциана, Ф. Ступки и др.

После Окт. революции 1917 муз. жизнь в О. приобрела демократич. направленность. Оперный т-р одним из первых начал широко пропагандировать сов. оперы и балеты, в числе к-рых — произв., созданные одесскими композиторами — В. А. Фемелиди (опера «Разлом», балет «Карманьола»), К. Ф. Данькевичем (опера «Трагедийная ночь», балет «Лилея») и др. С 1926 спектакли идут на укр. и рус. языках (см. Одесский театр оперы и балета). С 1925 в О. работает укр. Муз.-драм. т-р им. Окт. революции, с 1953 — Театр муз. комедии (переведён из Львова, осн. в 1946). Большую конц. работу ведёт филармония (осн. в 1937; первоначально — с 1925 — Одесское филармонич. об-во). При об-ве существовал симф. оркестр (дирижёры Г. А. Столяров, Л. Могилевский), с к-рым также выступали дирижёры А. К. Глазунов, Н. А. Малько, О. Фрид, А. В. Гаук, В. Ферреро и др. В нач. 30-х гг. оркестр находился в ведении Радиокомитета (здесь работали — оркестр нар. инструментов, хор. капелла, радиотеатр), с 1937 снова передан филармонии. С 50-х гг. с ним выступали Н. Г. Рахлин, А. Л. Стасевич, К. К. Иванов, К. П. Кондрашин, К. Зандерлинг и др. сов. и заруб. дирижёры. С участием оркестра проходили авторские концерты Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Л. Н. Ревуцкого и др.

Росту муз. культуры города способствовала консерватория (созданная в 1913, она была преобразована в 1923 в Муз. ин-т, в 1926 — в Муз.-драм. ин-т им. Л. Бетховена, в 1934 — вновь в консерваторию; с 1950 — им. А. В. Неждановой). Здесь работали крупнейшие педагоги: Ю. А. Рейдер, О. Н. Благовидова (пение), П. С. Столярский (скрипка), Г. М. Бибер, Р. М. Рейнгбальд, М. М. Старкова, М. И. Рыбицкая (фп.), К. К. Пигров (хор. дирижирование), композиторы Н. Н. Вилинский, В. А. Золотарёв, К. Ф. Данькевич, теоретик А. А. Павленко, дирижёр И. В. Прибик. Среди воспитанников консерватории — Д. Ф. Ойстрах, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, М. И. Фихтенгольц, Е. И. Чавдар, М. С. Гришко, А. Ф. Кривченя, Б. А. Руденко. В 30-е гг. в консерватории обучались целые коллективы, в т. ч. молд. хор. студия (с 1930 — капелла «Дойна») и Первый всеукраинский оркестр рабочих-металлистов г. Николаева. При консерватории имеются симф. оркестр, оркестр нар. инструментов, в 1961 создана оперная студия. В 1933 открыта спец. детская муз. школа-десятилетка им. П. С. Столярского, воспитавшая многих выдающихся музыкантов. Объединённый хор консерватории и муз. уч-ща (хор одесских студентов) в 1957 занял 1-е место на Междунар. конкурсе VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Консерватория проводит циклы историч. концертов, при ней работают ун-ты культуры. В городе работают также (1975): муз. уч-ще (с 1897), муз.-пед. ф-т при Пед. ин-те им. Ушинского (с 1966), детская дирижёрско-хор. школа (с 1966), 12 муз. школ-семилеток. Широко развита самодеятельность. При дворцах культуры, клубах, Дворце пионеров созданы многочисл. коллективы, в т. ч. симф. оркестры, хор. капеллы, оркестры нар. инструментов и др. Среди лучших коллективов — Хор. капелла при Дворце культуры им. Л. Украинки (с 1962) и нар. оркестр баянистов «Трудовые резервы» (с 1955). Имеются Областной дом нар. творчества и Дом художеств. самодеятельности. В 1973 в О. проведена Всесоюзная неделя детской музыки. В 1937 организовано Одесское отделение CK Украины.

Литература: Одесса. Очерк истории города-героя, Од., 1957; Кацанов Я. С., Из истории музыкальной культуры Одессы. (1794–1855), в сб.: Из музыкального прошлого. Сб. очерков, вып. 1, ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, (М.), 1960; Орфеев С., История Одесской консерватории, Од., 1963 (рукопись); Дагилайская Э., Чешские музыканты в Одессе, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Шип В., Участь одеських композиторiв у розвитку украiнськоi музичноi культури, в кн.: Украiнська музика. Зб. статей, Kиiв, 1972.

Р. М. Розенберг
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Spiccato, спиккaто Термины и понятия
Доминанта Теория музыки

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Вампука Опера, вокал, пение
Battements, батман Балет и танец
Виолончель Музыкальные инструменты
Бонн музыкальный Национальные культуры
Рожок Национальные культуры
Антракт Термины и понятия
Сольмизация Термины и понятия
Лейтмотив Теория музыки
Обработка Термины и понятия
Таллин Города

Реклама