Праздники и будни Одесской Оперы

Генеральный директор Одесского оперного театра Надежда Матвеевна Бабич

Слово — директору

Наш журнал уже неоднократно возвращался к прошедшему в начале июня в Одессе II Международному фестивалю оперного и балетного искусства. Помимо репортажа мы предлагали нашим читателем интервью с главным дирижёром Одесского Национального академического театра оперы и балета и художественным руководителем фестиваля А. Г. Самоилэ. Сегодня слово имеет не менее важная персона в жизни прославленного коллектива – генеральный директор театра Надежда Матвеевна Бабич.

— Вы возглавляете театр уже третий год. Расскажите об основных проблемах и думах директора знаменитой Одесской Оперы.

— До театра я руководила областным управлением культуры. После реконструкции обстановка в театре была очень сложная и областное руководство поручило мне возглавить этот непростой коллектив и обеспечить нормальный творческий процесс – чтобы театр, наконец, стал функционировать полноценно и привлекал посетителей не только необыкновенной красотой здания, но и прекрасным репертуаром.

Театральный организм – вещь очень непростая, здесь много противоречий, с которыми мне пришлось вплотную столкнуться и не раз попадать, что называется, под перекрестный огонь. Есть у театра и его руководства и явные недоброжелатели, которые критикуют все, что бы мы ни делали, есть, правда, и конструктивная критика – а критиковать есть всегда что: только кто ничего не делает, никогда не ошибается.

Я вижу свою задачу, и смею надеяться, что мне уже удалось многое сделать на этом пути, в установлении нормальных человеческих отношений в коллективе. К сожалению, театр слишком долго был раздираем конфликтами. Моя цель – способствовать созданию такого микроклимата в коллективе, в котором можно спокойно заниматься творчеством.

За одиннадцать лет реконструкции труппа театра скиталась по чужим сценам (выступали в помещении Украинского музыкально-драматического театра, в Театре музыкальной комедии), репертуар развалился, наиболее перспективные артисты разъехались – в Киев, в Россию, в Европу. Сокращены были штатные единицы, и теперь увеличить штатное расписание, вернуться к прежним стандартам – это отдельная проблема. Частично мне это удалось решить, прежде всего, в отношении творческих коллективов, а вот технический персонал пока остаётся на уровне времён реконструкции. Растет репертуар и, соответственно, нагрузка на все подразделения театра, а людей не хватает.

— Какие ещё организационно-технические проблемы не дают спокойно спать директору?

— Я бы назвала две. Первая касается организации повседневной деятельности театра: оперному театру, как когда-то заводам, надо выполнять план, спускаемый сверху, и по закону мы как государственное бюджетное учреждение обязаны каждый день давать спектакли. Это просто чудовищно, потому что, во-первых, мы не можем делать полноценные репетиции на основной сцене – она всё время занята то спектаклем, то монтажом декораций; во-вторых, нет такого количества публики в Одессе, в особенности в осенне-зимний период, чтобы обеспечить аншлаги на все эти спектакли. Но мы не имеем право уменьшать количество спектаклей – это противоречит ныне действующему законодательству и установкам Министерства культуры Украины. Такое положение, разумеется, мешает по-настоящему продуктивной работе театра и нам приходится преодолевать большие препятствия, чтобы, сохраняя репертуар, создавать новые спектакли. Очень надеюсь, что Министерству культуры Украины удастся внести изменения в действующее законодательство с учетом эксклюзивных особенностей каждого национального театра.

Беспокоит также проблема технического состояния здания театра – памятника архитектуры национального значения, но это тема требует отдельного и специального разговора.

— Экономически театр крепко стоит на ногах?

— Сейчас весьма непростая социально-экономическая ситуация на Украине и это отражается на деятельности учреждений культуры, в том числе и нашего театра. Весь этот сезон, к сожалению, мы недополучали необходимых средств из общегосударственного бюджета, что сказалось на возможностях нашего театра самым непосредственным образом. Мы имеем статус Национального театра и центральное подчинение. Наше финансирование идет из государственного бюджета – и пока оно, к сожалению, оставляет желать лучшего. Область здесь мало что может для нас сделать – по закону не положено. Вот на разовые акции, такие как Международный фестиваль в Одесской опере, помощь областных властей возможна, и мы благодарны губернатору Одесской области Эдуарду Матвийчуку за серьезную поддержку нашего форума – именно благодаря его инициативе фестиваль стал ежегодным, хотя первоначально предполагался иной формат – раз в два года.

К сожалению, спонсорских вливаний также явно недостаточно. У театра пока только один постоянный партнер, и мы ему очень благодарны за достойную помощь, но это не решает финансовые проблемы театра, и мы должны ограничивать себя даже в самом необходимом. Сравните с количеством официальных спонсоров, например, Большого театра России, и ситуация сразу станет понятней.

Конечно, недостаток спонсоров – это отражение общей ситуации в экономике страны и города. Раньше Одесса была активно развивающимся мегаполисом, крупнейшим портом всего СССР, экономика была на подъеме. К сожалению, сегодня никакого сравнения нет с советскими годами активного индустриального развития, кроме того все меньше остается настоящих меломанов – тех, кто не эпизодически, а всерьёз интересуется искусством.

— Это отражается на культурном запросе в отношении репертуара…

— Разумеется! Мы сделали подробный анализ ситуации посещаемости театра за сезон – что пользуется особым спросом и почему. Есть спектакли, которые всегда продаются, очень хорошо посещаются, а есть такие, на которые продажа билетов составляет не более двадцати процентов. Нужна реконструкция репертуара, нужен новый современный театральный продукт. Хотя вкусы публики не всегда можно стопроцентно предугадать, но воспитывать, развивать надо обязательно – это одна из главных задач театра.

— А какие они – сегодняшние вкусы одесских театралов?

— По своему духу в Одессе господствуют буржуазно-охранительные вкусы: любят красивые, дорогие, яркие постановки и не очень приветствуют концептуальность. В этой связи большой критике подвергались такие новаторские постановки как «Турандот» Кристиана фон Гёца и «Дон Жуан» Юрия Александрова, однако именно эти спектакли и вызывают наибольший интерес.

Мы пытаемся искать новые формы общения со зрителем, чтобы ему было у нас интересно, и чтобы театр развивался, развивалась труппа, участвовало максимальное количество солистов. Например, форма гала-концерта очень плодотворна: можно органично сочетать оперные, балетные, оркестровые и хоровые номера. Солисты имеют возможность проявить себя, а публика – сравнить. Гала-концерты могут носить и тематический характер – одна из таких концертных программ была посвящена 200-летнему юбилею Р. Вагнера. Это вызывает интерес, публика стремится попасть на такие концерты, поход в Оперный театр становится престижным. И это всё самым плодотворным образом отражается на качестве: солисты работают над собой, чтобы вписаться в эти новые условия, новые форматы.

Обилие работы диктует и новые условия жизни в театре: некогда заниматься сплетнями и интригами, все погружены в созидание, творчество. Мы активно вводим молодёжь в старые постановки – например, недавно у нас было семь вводов в такие оперы как «Иоланта» и «Лючия ди Ламмермур»: это способствует развитию молодых солистов, и, одновременно, подстёгивает зрительский интерес, привлекает публику в театр.

— Вы рискнули проводить open-air…

— Да, уже второй раз мы пробуем open-air проекты: на первом фестивале это была «Аида», на втором – «Carmina Burana». Не всё здесь получается гладко, в частности, на первом фестивале нас здорово подвели звуковики, были технические сбои, а на втором – непосредственно накануне фестиваля пронёсся ураган и нанёс колоссальный ущерб технике. Мы всё же реализовали этот проект через несколько дней, правда, подумываем о том, чтобы сдвинуть сроки проведения фестиваля на более удобное время – с начала июня, например, на начало сентября.

Мы пробуем, ищем новые форматы общения со зрителем, хотим быть интересными и востребованными. И отклик есть: эти постановки привлекли большое внимание одесситов и гостей города. И не только они – все события II Международного фестиваля искусств в Одесской Опере вызвали интерес у зрителей – переполненные залы, нескончаемые овации, восторженные отзывы прессы.

Нашу беседу мы начали с проблем, и это закономерно – только обозначив проблему и преодолев ее, можно двигаться вперед.

Вместе с замечательным коллективом театра нам удалось многое и, в первую очередь, сделать театр вновь жизнеспособным и привлекательным для публики. Удалось сохранить производственные подразделения – ведь у нас театр делает всё сам – декорации, костюмы. У нас полноценное производство – свой пошивочный цех, свои обувщики и пр., что, как вы знаете, сегодня встречается не так часто и под силу лишь крупнейшим театрам мира. Только за нынешний театральный сезон мы подарили публике девять премьер, из них – три для детей.

Слава Богу, в театре несколько лет назад появился музыкальный лидер, способный ставить и решать большие творческие задачи – это маэстро Александр Самоилэ. А для воплощения этих задач у нас есть прекрасная «кузница» музыкальных талантов – консерватория имени Антонины Неждановой и неиссякаемый творческий потенциал нашего удивительного города, недаром за красоту и большой вклад в развитие искусств сравниваемого с легендарной Пальмирой.

Беседовал Александр Матусевич

реклама

вам может быть интересно