Хейрономия, хиронумия (греч. xeironomia, от xeir — рука и nomos — закон) — условная жестикуляция, применявшаяся при управлении хором и указывавшая певцам ритм, динамику и характер исполнения песнопений. X. использовалась для того, чтобы напомнить певцам сложный мелодич. оборот или орнаментальный распев, не поддающиеся записи.
Возникновение X. относят к древнейшим временам. Так, нек-рые египетские изображения позволяют предположить, что этот способ дирижирования был известен уже в 3-м тыс. до н. э. и, возможно, повлиял на египетское нотное письмо. Дальнейшее развитие X. получила в др.-греч., раннехристианской музыке и церк. музыке средневековья (Византия). Движения пальцев обеих рук и самих рук ср.-век. дирижёра-доместика послужили основой для создания греч. и лат., а вслед за ними славянской певч. семейографии. Особый «воздушный» характер хейрономич. знаков, независимый от писчего материала, не даёт возможности проследить их эволюцию. В Византии X. явилась промежуточным звеном между экфонетической и ранневизантийской нотацией. Знаки X. широко использовались в средней и поздневизантийской нотации. На Руси X. известна с 11–12 вв., о чём свидетельствуют хейрономич. изображения руки в рукописях того времени, напр. в кондакаре Типографского устава 11–12 вв., Стихираре 12 в. (Публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина, q I No 15).
Литература: Металлов В., Богослужебное пение русской церкви. Период домонгольский, ч. 1–2, М., 1906, 1912; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Thibaut J. В., Origine byzantine de la notation neumatique de l’Eglise latine, P., 1907; Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961.
Т. Ф. Владышевская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.