Родство тональностей — близость тональностей, определяемая количеством и значимостью общих им элементов (звуков, интервалов, аккордов). Тональная система эволюционирует, поэтому состав элементов тональности (звукоступенный, интервальный, аккордовый, функциональный) не остаётся тем же самым, Р. т. не есть нечто абсолютное и неизменное. Принцип Р. т., верный для одной тональной системы, может оказаться недействительным для другой. Многочисленность систем Р. т. в истории учений о гармонии (А. Б. Маркс, Э. Праут, X. Риман, А. Шёнберг, Э. Лендваи, П. Хиндемит, Н. А. Римский-Корсаков, Б. Л. Яворский, Г. Л. Катуар, Л. М. Рудольф, авторы «бригадного учебника» И. В. Способин и А. Ф. Мутли, О. Л. и С. С. Скребковы, Ю. Н. Тюлин и Н. Г. Привано, Р. С. Таубе, М. А. Иглицкий и др.) в конечном счёте отражает развитие тональной системы.
Для музыки 18–19 вв. наиболее подходящей, хотя и не безупречной, является систематика Р. т., изложенная в учебнике гармонии Н. А. Римского-Корсакова. Близкими тональностями (или находящимися в 1-й степени родства) считаются те шесть, тонич. трезвучия к-рых находятся на ступенях данной тональности (натурального и гармонич. лада). Напр., к C-dur близкородственными будут a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll и f-moll. Прочие, далёкие тональности находятся соответственно во 2-й и 3-й степени родства. По И. В. Способину, система Р. т. основывается на том, объединимы ли тональности общей тоникой того или др. наклонения. В результате тональности делятся на три группы: I — диатонич. родства, II — мажоро-минорного родства, III — хроматич. родства, напр. к C-dur:
В совр. музыке структура тональности изменилась; утратив прежние ограничения, она во многом стала индивидуализированной. Поэтому системы Р. т., касающиеся прошлого, не отражают многообразия Р. т. в совр. музыке. Обусловленные акустич. родством звуков квинтовые и терцовые отношения сохраняют значение и в совр. гармонии. Тем не менее во мн. случаях Р. т. связано прежде всего с комплексом представленных в структуре данной тональности гармонич. элементов. В результате реально функционирующие отношения тональной близости или отдалённости могут оказаться совсем иными. Так, если, напр., в составе тональности h-moll есть гармонии V низкой и II низкой ступеней (с осн. тонами f и с), то благодаря этому к h-moll может оказаться близкородственной тональность f-moll (см. 2-ю часть 9-й симфонии Шостаковича). В теме охотников (Des-dur) из симф. сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» вследствие индивидуализированной структуры тональности (в ней даны только I ступень и «прокофьевская доминанта» — VII высокая) тоника полутоном ниже (C-dur) оказывается много более близкой, чем традиционная доминанта V ступени (As-dur), гармония к-рой в теме не появляется ни разу.
Литература: Должанский А. Н., О ладовой основе сочинений Шостаковича, «СМ», 1947, No 4, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Myтли А. Ф., О модуляции. К вопросу о развитии учения Н. А. Римского-Корсакова о сродстве тональностей, М.-Л., 1948; Tаубе Р. С., О системах тонального родства, «Научно-методические записки Саратовской консерватории», вып. 3, 1959; Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1969; Скорик M. M., Ладовая система С. Прокофьева, К., 1969; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тифтикиди H. P., Теория однотерцовой и тональной хроматической систем, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Иглицкий М., Родство тональностей и задача об отыскании модуляционных планов, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973; Рукавишников В. Н., Некоторые дополнения и уточнения системы тонального родства Н. А. Римского-Корсакова и возможные пути её развития, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 3, М., 1975. См. также лит. при ст. Гармония.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.