
Танго (испан. tango; вероятно, слово африканского происхождения, хотя музыка и хореография танца, распространившегося в начале 20 в. по всему миру под названием «аргентинское танго», — креольские).
Первые упоминания о танго в Латинской Америке относятся к кон. 18 — нач. 19 вв., когда этим словом обозначали негритянский праздник с танцами и пением, а также место, где он проходил. В Испании в 1-й пол. 19 в. у андалусийских цыган танго называли любой праздник с танцами. В то же время в Андалусии было известно (не позднее сер. 19 в.) «цыганское» танго (tango gitano) — сольный женский танец, принадлежавший к группе танцев фламенко и, следовательно, не имевший никакой генетической связи с позднейшим аргентинским танго. Известен также как парный бальный танец, в истории развития к-рого различаются три последовательных этапа:
1) андалусийское танго (tango andaluz) — шуточная, иногда сатирическая уличная песенка, популярная в 1850-80-х гг. в Севилье и сохранявшаяся до нач. 20 в. Андалусийское танго, очевидно, имеет общий источник с кубинской хабанерой, распространившейся в Испании около сер. 19 в. под названием американское танго. Мелодии андалусийского танго представляют собой 16-тактовый период, состоящий из двух 8-тактовых предложений (соответственно куплету и рефрену), в двудольном размере и умеренно подвижном темпе. Отличительная черта андалусийского танго — остинатная фактура гитарного аккомпанемента с постоянным ритмом 2/4
в куплете и 2/4
в рефрене и неизменным гармонич. контуром с чередованием T и D в мажоре:
Андалусийское танго «Хозяйка дома». 1880-е гг.
В кон. 1870 или нач. 1880-х гг. андалусийское танго распространилось в Аргентине, где к тому времени были очень популярны две мелодически и особенно ритмически схожие между собой (хотя и разного происхождения) и одноврем. близкие андалусийскому танго песенно-хореографич. формы: кубинская хабанера и аргентинская милонга.
2) Креольское танго (tango criollo) — вначале песня, а в кон. 1880 — нач. 1890-х гг. — танец. Креольское танго возникло в 1880-х гг. от смешения мелодич. и ритмич. элементов кубинской хабанеры и аргентинского милонги. Оно взяло от андалусийского танго и хабанеры остинатную ритмоформулу аккомпанемента и двухчастную структуру периода, а от милонги — более острый ритм с синкопами на сильных долях. Исполнялось в сопровождении аккордеона, мандолины или маленьких уличных оркестров, состоявших из гитары, скрипки, арфы и флейты.
Хореография креольского танго близка хабанере и милонге, это — парный танец de pareja suelta, в к-ром партнёры танцевали отдельно друг от друга.
Г. Диес. Креольское танго «Эль портеньито». 1880-е гг.
3) Аргентинское танго (tango argentino) возникло в кон. 1890-х гг. в результате изменения хореографии креольского танго — из танца de pareja suelta он превратился в танец de pareja enlazada, т. е. парный танец, в к-ром партнёры движутся, обняв друг друга за плечи (как в совр. танго). Впервые аргентинское танго появилось на театральных подмостках Буэнос-Айреса в сарсуэле «Креольское правосудие» Сориа (1897). На протяжении первого десятилетия 20 в. были сочинены сотни аргентинских танго. Популярными авторами были А. Вильольдо, Р. А. Мендисабаль, Х. Мальо, Д. Санта-Крус Уилсон, Э. П. Дельфино, позднее — X. Сандерс, Э. Донато, X. Матос Родригес (автор известного Т. «Кумпарсита»).
А. Вильольдо. Аргентинское танго «Эль чокло». 1903.
Танго исполняли спец. оркестры в кафе, ресторанах, кинотеатрах и танцзалах, а также на улицах — уличные «дуэты» и «трио» музыкантов (обычно в составе аккордеона, концертины и бандонеона). Параллельно с Ттанго-танцем возникла самостоят. форма танго-песня (;tango-canciуn;). В 1910 один из аргентинских композиторов-пропагандистов этого танца Э. Саборидо привёз музыку и хореографию аргентинского танго в Париж. Усовершенствованное парижскими хореографами аргентинские танго вскоре распространилось во всём мире.
Литература: Пичугин П., Танго и его история, «СМ», 1962, № 2; Lima N., El tango argentino de salуn. Mйtodo de baile teуrico practico, B. Aires, 1916; Rossi v. , Cosas de negros. Los orijenes del tango y otros aportes al folklore rioplatense, Cуrdoba (Argentina), 1926; Teisseire L., El tango. Un poco de historia, в сб.: Musica y arte, В. Aires, diciembre, 1933; Bates H., Bates L. J., La historia del tango, B. Aires, 1936; Vega С., El tango argentino, в его кн.: Danzas y canciones argentinаs, В. Aires, 1936, р. 231–74; его же, La coreografia del tango. в его кн.: El origen de las danzas folklуricas, В. Aires, 1956, р. 193–204; его же, Las especies homуnimas y afinas de «Los origenes del tango argentino», «Revista musical chilena», 1967, No 101, Carella T., El tango. Mito y escencia, (B. Aires, 1956); Villaroel L. F., Tango, folklore de Buenos Aires, В. Aires, 1957, Ta11уn J. S., El tango en sus etapas de mъsica prohibida, В. Aires, 1959, Ferrer H. A., El tango Su histona o evoluciуn, В. Aires, 1960; Sierra L. A., Historia de la orquestra tipica. El tango en su evolucion instrumental, В. Aires, 1960; Gesualdo v. , El tango, в его кн.: Historia de la musica en la Argentina, t. 3, В. Aires, 1961, р. 903–927.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.