Московская частная русская опера

Moscow Private Russian Opera

Город
Москва
Год основания
1885
Тип

М. А. Врубель. «Портрет С. И. Мамонтова». 1897 г.

Оперный театр в Москве. Открыт в 1885. Был организован крупным промышленником, меценатом и театральным деятелем С. И. Мамонтовым и существовал на его средства. В 1885-88 работал под названием «Театр Кроткова», в 1896-99 — «Театр Винтер» (по имени директоров), в 1900-04 — «Товарищество частной оперы».

Вынужденный перерыв (1888-96) был обусловлен финансовыми затруднениями, а также необходимостью изучения практического опыта других оперных театров. В 1904 театр был закрыт в связи с финансовым крахом Мамонтова.

Деятельность Московской частной русской оперы сыграла значительную роль в утверждении на русской оперной сцене принципов реалистичности и художественной цельности спектакля. Стремясь к созданию оперного ансамбля, к сценически осмысленной режиссуре спектакля, Московская частная русская опера привлекала многих крупнейших деятелей различных областей русского искусства.

В труппе театра были видные певцы — Н. И. Забела-Врубель, П. А. Лодий, П. С. Оленин, В. Н. Петрова-Званцева, Н. В. Салина, А. В. Секар-Рожанский, Ф. И. Шаляпин, Н. А. Шевелёв, Е. Я. Цветкова, В. А. Эберле и др.

Из артистического коллектива театра выдвинулась группа крупных оперных режиссёров-воспитателей — В. А. Лосский, П. И. Мельников, П. С. Оленин, В. П. Шкафер и др. Среди дирижёров Московской частной русской оперы — М. М. Ипполитов-Иванов и С. В. Рахманинов (впервые выступивший здесь как дирижёр).

Над оформлением спектаклей работали крупнейшие художники-живописцы — В. М. и А. М. Васнецовы, М. А. Врубель, К. А. и С. А. Коровины, И. И. Левитан, С. В. Maлютин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, Н. П. Чехов, В. В. Симов и др.

Театр широко пропагандировал произведения русский композиторской школы и прежде всего оперное творчество композиторов «Могучей кучки» (в то время мало известное) и П. И. Чайковского. На сцене Московской частной русской оперы были осуществлены постановки многих произведений Н. А. Римского-Корсакова (некоторые впервые).

Событием общественного значения явились постановки в этом театре «Снегурочки» (1885); «Каменного гостя» Даргомыжского (1886), «Псковитянки» (1896), «Садко» (1897), «Хованщины» (1897), «Бориса Годунова» (1898), «Царской невесты» (1899), «Орлеанской девы» (1899), «Мазепы» (1900), «Кузнеца Вакулы» (1902), а также «Богемы» (1897) и «Вертера» (1904).

В репертуаре театра были оперы — «Иван Сусанин» (1885), «Русалка» (1885), «Рогнеда» (1896), «Демон» (1896), «Князь Игорь» (1896), «Моцарт и Сальери» (1898), «Юдифь» (1898); «Ася» Ипполитова-Иванова (1900), «Купец Калашников» Рубинштейна (1901), «Руслан и Людмила» (1902); «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» Василенко (1903) и др.

На пути развития Московская частная русская опера не избежала крупных ошибок: постановочной и режиссёрской стороне спектаклей здесь нередко придавалось большее значение, чем безупречности музыкального исполнения. Постоянная спешка, дезорганизованность, боязнь финансового дефицита приводили иногда к художественной незавершённости премьер.

Тем не менее историческая заслуга Московской частной русской оперы несомненна: здесь были впервые поставлены важнейшие вопросы, связанные со спецификой оперно-сценического мастерства. Стремление к созданию спектакля, проникнутого единым творческим замыслом, было одним из прогрессивных завоеваний этого театра.

После закрытия Московской частной русской оперы творческая деятельность её бывших сотрудников продолжалась на императорской сцене, в Опере Зимина и в периферийных театрах. По словам Б. В. Асафьева, «...опыт этого театра надо считать поворотным пунктом в истории не только русского оперного спектакля, но и всей истории русской оперной музыки».

Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982
Иллюстрация: М. А. Врубель. «Портрет С. И. Мамонтова». 1897 г.

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама