Прага (Praha) — один из крупнейших музыкальных центров Европы. Столица Чехии. Музыкальная жизнь Праги начала развиваться с кон. 9 в., когда Прага стала резиденцией чешских князей, затем королей династии Пржемысловичей. Древнейший из сохранившихся муз. памятников — запись григорианского хорала; григорианское пение проникло в Чехию вместе с христианством в 9 в. В монастырях и при епископате П. (с 973) переписывались с зап.-европ. первоисточников сб-ки литургич. песнопений, создавались новые песни, посв. чеш. святым. В 11 в. возникла церк. песня на чеш. яз. «Господи, помилуй нас», исполнявшаяся на торжеств. праздниках. Одним из наиболее значит. центров церк. муз. жизни был женский монастырь св. Йиржи в Пражском Граде (заложен в 967), в к-ром с 12 в. ставились лат. пасхальные литургич. драмы и др. действа; с 14 в. в нек-рые из них включались интермедии (постепенно всё чаще) на чеш. яз. О существовании в то время светской музыки в П. свидетельствуют содержащиеся в хрониках и записях проповедей запреты языческих («дьявольских») плясовых и застольных песен. С 12 в. упоминаются служившие при дворах феодалов чеш. йокуляторы (жонглёры) — Добржета, Койята и др. При дворе последних Пржемысловичей (13 в.) выступали и нем. миннезингеры Рейнмар фон Цветер, Генрих фон Мейсен, по прозвищу Фрауенлоб, Вольфрам фон Эшенбах и др.
В 1340-е гг., когда П. стала резиденцией императора Карла IV (чеш. короля Карла I), наступил расцвет её церк. и светской муз. культуры, чему способствовало возраставшее богатство церк. учреждений (в митрополитском храме св. Вита имелось неск. оплачиваемых вок. ансамблей).
В Пражском ун-те (осн. в 1348) преподавались муз. дисциплины по франц. образцу (пользовались трудами муз. теоретика Иоанна де Мурис). В студенч. среде распространилась т.н. новая любовная лирика (сохранилась запись любовной песни «Не осталось во мне радости»; стоящая под ней подпись «Завиш», вероятно, — имя автора). В студенч. среде возникли и 2 записи инстр. танц. мелодий, датированные 1396. Ко 2-й пол. 14 в. относятся первые дошедшие до нас сведения о чеш. муз. инструментах. В иконо-графич. источниках воспроизводится т.н. чеш. крыло (ala bohemica) — чеш. вариант распространившегося во всех европ. странах псалтериума. Перечень муз. инструментов, на к-рых играли музыканты при дворе Карла IV, дал в своей поэме «Взятие Александрии» («La prise d’Alexandrie», 1364) музыкант и поэт Гильом де Машо (в течение мн. лет был личным секретарём чеш. короля Яна Люксембургского). В храмах разрешалось играть только на органах. Самые ранние сведения о пражских органах относятся к 13 в. Развитие инстр. музыки тормозилось гуситами, деятельность к-рых во многом определила особенности муз. культуры П. В то время как в музыке др. крупных городов Зап. Европы ведущими были полифонич. жанры, гуситы отрицали не только инстр. музыку, но и хор. полифонию. Получил распространение специфич. жанр — одногол. духовная песня на чеш. яз; (см. Гуситские песни), выражавший религ. и нац.-освободит. устремления гуситов. С П. связана завоевавшая популярность богатырская гуситская песня «Восстань, восстань, великий город Прага!» («Povstan, povstan, velike mesto Prazske»). Традиции гуситских песен продолжались в 16 в. в евангелич. песнях, напечатанных в сборниках — канционалах (древнейший издан в П. в 1501; первый канционал с нотами «Песни хвалы божьей», составленный Яном Рогом, содержал 482 песни; издан в 1541). Во 2-й пол. 16 в. широкое распространение в П. получили т.н. лит. братства (известны с 1439; позднее существовали почти при каждом костёле); так назывались собрания образованных горожан и простых ремесленников, объединявшихся для исп. церк. песен (от хорала до сложных хор. полифонич. произв.).
В муз. жизни значит. событием были выступления в П. императорской капеллы, к-рая была переведена в П. из Вены вместе с резиденцией Рудольфа II; после его смерти в 1612 капелла вместе с имп. двором возвратилась в Вену. Большой придв. оркестр и хор состояли из видных музыкантов разных стран, гл. обр. из Нидерландов и Италии; рук. капеллы был Ф. де Монте, вице-капельмейстером — Я. Реньярт, органистом — Ш. Люитон. В П. работали выдающийся полифонист (по национальности словенец) Я. Галлус (провёл здесь последние годы жизни, ум. в 1591; в П. издавались его соч.), чеш. комп. К. Гарант из Полжиц (с 1600 служил при дворе Рудольфа II; казнён в 1621 за участие в восстании против Габсбургов). Произв. крупнейших полифонистов, в т. ч. Галлуса, Люитона и др. композиторов (гл. обр. иностр.), на рубеже 16–17 вв. печатались в типографии Г. Нигрина (муз. издания отличались высоким качеством). В 1616 создан Коллегиум музикум, однако Тридцатилетняя война вскоре прервала его деятельность, как и др. муз. учреждений (за исключением немногих церковных)! Возобновление муз. жизни с сер. 17 в. проходило в рамках настойчиво внедряемой воинствующими иезуитами идеологии Контрреформации. С целью пропаганды католицизма они уделяли большое внимание муз. образованию в церк. школах (в них учились мн. чеш. композиторы 18 в.). Укрепление церк. и светской феодальной власти с характерными для эпохи барокко пышными светскими и религ. празднествами способствовало развитию муз. иск-ва и муз. жизни П.
Возобновилась деятельность лит. братств; издавались католич. (сменившие евангелич.) канционалы — «Канционал чешский» М. В. Штейнера (в 1683–1764 6 раз переиздавался в П.), «Королевская вокальная капелла» В. К. Голана Ровенского (1693; сб. включал, кроме одногол. песен, также хоры и сольные кантаты с инстр. сопровождением). В период правления Рудольфа II особенно популярна была игра на лютне; во 2-й пол. 17 в. лютнисты из аристократич. среды создавали пьесы для лютни. Соч. пражских композиторов графа Я. А. Лоси, А. Экштейна, А. Дикса и др. исполнялись и лютнистами др. стран.
В 1627 впервые в П. (в Пражском граде) был пост. оперный спектакль (по случаю коронации Фердинанда III) — пасторальная комедия Г. Б. Буонаменте в исп. труппы из Мантуи. Во 2-й пол. 17 — нач. 18 вв. оперные спектакли ставились редко и предназначались лишь для придв. кругов. В 1648, 1679–80 выступала Венская придв. опера, в 1703–05 — итал. труппа Г. Ф. Сартори, к-рый специально для пражан поставил итал. оперу «Либуше» на сюжет из чеш. истории; в 1718–20 гастролировала труппа А. Лотти из Дрездена. Итал. опера завоевала популярность в связи с пышной пост. в 1723 (на коронации Карла VI) в Пражском граде оперы придв. комп. И. Й. Фукса «Стойкость и мужество» («Costanza e fortezza»). После успеха этой оперы в П. стали выступать итал. труппы — А. Дензи из Венеции (в 1724–34 спектакли ставились в т-ре графа Ф. А. Шпорека) и Дж. Б. Локателли (позднее Дензи и Локателли работали в Москве и Петербурге). Итал. труппы выступали также в новом гор. т-ре «У Котцу» (осн. в 1738), с 1783 — в «Ностицком т-ре» (с 1797 — Сословный т-р). Господство итал. оперы прекратилось в нач. 19 в.; итал. труппы осуществили премьеры неск. опер А. Вивальди («Наказанная тирания» — «La tirannia castigata», 1726; «Аргиппо», 1730; «Альвильда, королева готтов» — «Alvilda, regina de Goti», 1731; «Дориклея», 1732) и К. В. Глюка («Эцио» и «Гиперместра», обе — 1750; «Иссипиле», 1752). Глюк в 1748, 1750 и 1752 был капельмейстером труппы Локателли в П. и руководил пост. своих опер. Позднее в П. были впервые исполнены оперы В. А. Моцарта (под его упр.) «Дон Жуан» (1787) и «Милосердие Тита» (на празднествах по случаю коронации Леопольда II, 1791). В итал. репертуаре были также оперы чеш. комп. — Й. Мысливечека и Я. А. Кожелуха; др. чеш. музыканты 18 в. писали гл. обр. культовую музыку (б.ч. они находились в материальной зависимости от церк. кругов), среди них — Б. М. Черногорский (1-я пол. 18 в.), мн. годы работавший в Италии, и Ф. К. Брикси, регент хора при соборе св. Вита, автор широко исполнявшихся хор. и органных церк. сочинений.
С 1720-х гг. важнейшими центрами муз. жизни П. были дома аристократии; графы Туны, Пахты, Чернины, Лобковицы и др. содержали собств. капеллы, исполнявшие прежде всего соч. для небольших дух. ансамблей чешских и австрийских композиторов. С сер. 18 в. в П. организовывались концерты — сначала в залах больших трактиров, затем — в больших трапезных монастырей.
Чеш. музыканты в 18 в. получили известность и в др. странах; в П. стали съезжаться иностранные импресарио, чтобы нанимать чеш. оркестрантов для капелл своих столиц. Здесь выступали видные музыканты из разных гос-в (в т. ч. виртуозы, ехавшие из Вены через П. к саксонскому двору). Европ. уровня достигли скрипич. мастера П.; изготовлением инструментов занимались потомственные мастера из нем. и австр. семейств — Эдлингеры, Эберле, Гелмеры (неск. поколений), а также чехи Т. О. Тулинский и К. Стрнад. В 18 в. муз. теория значительно отставала от др. областей муз. культуры П. и её потребностей. Единств, изданный в П. теоретич. труд — 1-й европ. толковый муз. словарь, составленный (на лат. яз.) пражским органистом и магистром философии Т. Б. Яновкой (1701, 1715). В кон. 18 в. возросло стремление к нац. возрождению, развитию нац. культуры, тормозившемуся германизацией страны после проигранной чехами битвы на Белой Горе (1620). Носителем нац. идей стало гор. мещанство. Офиц. учреждения оставались под властью правящей верхушки аристократии и бюрократич. аппарата, придерживавшихся нем. ориентации. Сторонники «чешского возрождения» в области музыки культивировали чеш. песню и оперу. В нач. 1790-х гг. труппа Патриотич., т-ра ставила нем. зингшпили и итал. оперы в переводе на чеш. яз. Развитие чеш. оперы было насильственно приостановлено в результате офиц. запрета в 1804 чеш. спектаклей. Лишь в 1823 чеш. театр. деятели создали новое муз. об-во, возобновившее пост. чеш. опер силами певцов-любителей (не более 10 спектаклей в год); среди них наибольший успех имели произв. капельмейстера Ф. Шкроупа — зингшпиль «Проволочник» («Дротарь», 1825, пост. 1826) и музыка к пьесе Й. К. Тыла (с песней «Где родина моя», ставшей нац. гимном) «Фидловачка» (1834). После отъезда из П. в 1807 итал. оперной труппы оперы шли в Сословном т-ре на нем. яз. Высоким художеств. уровнем отличались спектакли, пост.к. М. Вебером (более 70 произв.), к-рый был рук. оперного т-ра в 1813–16. В 1820-30-е гг. в т-ре преобладали оперы итал. и франц. композиторов.
Наиболее крупный композитор П. 1-й пол. 19 в. — В. Я. Томашек, автор песен и баллад на нем. и чеш. тексты, а также лирич. фп. миниатюр; его творчество по стилю близко романтизму. В это время в среде гор. мещанства возрос интерес к чеш. песне. Издавались сборники чеш. нар. песен, в т. ч. образцы нового песенного фольклора в ежемесячнике «Venec ze zpevu vlasteneckэch» — первом чеш. муз. журнале (1835–39, 1843–44). В сер. 19 в. песня стала действенным агитационным средством, выразителем протеста против австр. властей, особенно во время Революции 1848; популярные мелодии пелись с новыми, злободневными, политич. стихами.
В нач. 19 в. было организовано неск. изд-в; наиболее значительное — итальянца М. Берры, публиковавшее преим. фп. произв., в т. ч. транскрипции оперных арий и танцы. Традиц. интерес к танц. музыке усилился после появления в 1830-е гг. нового чешского танца польки, распространившегося в 1840-е гг. по всей Европе.
Публич. концерты давались редко; до кон. 19 в. в П. не было постоянного симф. оркестра; неск. раз в год выступал оркестр консерватории. В П. концертировали Л. Бетховен (1798), Я. Л. Дусик (1802), Н. Паганини (1828), Ф. Лист (1840, 1846, 1856), Г. Берлиоз (1846), Р. Вагнер (1863), М. А. Балакирев (1867), К. Сен-Сане (1882, 1886), X. Бюлов (1886), И. Падеревский (1888), П. И. Чайковский (1888 и 1892; дирижировал симфониями и оперой «Евгений Онегин»; в П. у него возникла дружба с А. Дворжаком) и др.
Ослабление габсбургской монархии в 1860-е гг. способствовало демократизации обществ. жизни Чехии и связанному с этим развитию муз. жизни П., наиболее важными событиями к-рой было открытие «Временного т-ра» (1862), не зависевшего от влияния нем. нац. меньшинства, и Нац. т-ра (1881), построенного на нар. деньги (сбор средств происходил под лозунгом «Народ — себе»). Здесь шли оперы Б. Сметаны (до 1874 он был гл. дирижёром «Временного т-ра»), а также оперы A. Дворжака, К. Бендля, К. Шебора, К. Скугерского, B. Блодека, З. Фибиха, ставшие основой чеш. оперного репертуара; в Нац. т-ре ставились и оперы франц., итал., а также слав. композиторов. В 1888 открылся Новый нем. т-р (для нем. публики), руководители к-рого приглашали лучших солистов из др. стран; в период рук. А. Неймана (до 1910) в нём ставились муз. драмы Р. Вагнера (с вагнеровским репертуаром т-р гастролировал в 1889 в Москве и Петербурге). Оперная труппа существовала также в «Т-ре на Виноградах» (1907–19; до 1914 рук. Л. Челанский, затем О. Острчил).
В нач. 1860-х гг. возникло много мужских, позднее м смешанных хор. коллективов. Наиболее крупный хор — «Глагол Пражский» (с 1861; существует и в совр. П.), в 1868 организовано Объединение чеш. певч. об-в (позднее наз. Певч. чеш. община; действовала до 1951). В 1863–1972 работал Художеств. клуб (объединял чеш. литераторов, художников и музыкантов), его целью было создание высокохудожеств. нац. произв.; клуб имел собств. изд-во «Гудебни матице» (1871–1950; публиковало нотные издания и книги по музыке). В П. работали также изд-ва Ф. А. Урбанека и М. Урбанека; выходили муз. журн. «Slavoj» (1862–65), «Dalibor» (1858–64; 1869; др. журн. с тем же назв. издавался в 1873–75, 1878–1913, 1919–27), «Hudebnн listy» (1870–75, 1889–90), «Cyril» (1874–1907, 1909–44, 1946–48).
Публич. симф. концерты ещё во 2-й пол. 19 в. не имели прочной организационной и экономич. основы; кроме оркестра консерватории, выступали оркестры чешского и немецкого оперных т-ров. Постоянный проф. симф. оркестр был создан только в 1896, когда под упр. А. Дворжака впервые выступил оркестр Нац. т-ра; в 1894 получил назв. Чеш. филармония (с 1901, после конфликта с дирекцией т-ра и забастовки оркестр стал самостоятельным). В 1874 основан «Каммер-музикферайн» — об-во, организовавшее публич. концерты камерной музыки (в 1884 из него выделилось Чеш. об-во камерной музыки, способствовавшее деятельности Чешского квартета, основанного в 1871, и других камерно-инструментальных ансамблей). Концерты проходили в зале «Рудольфинума». Оратории и кантаты исполнялись дважды в год в концертах Объединения музыкантов (1803–1903). Значение церк. музыки в культурной и общественной жизни страны в 19 в. заметно уменьшилось; в П. это было заметнее, чем в провинции.
Большой популярностью пользовались дух. оркестры муз. «кружков» (объединялись по профессиям, напр. кружок пожарников и др.) и воен. оркестры, исполнявшие марши, танцы и попурри из популярных мелодий на открытых эстрадах.
Высоким уровнем отличалось муз. образование; среди выпускников Пражской консерватории (осн. в 1811) — выдающиеся музыканты, особенно скрипачи — Я. В. Каливода, И. Славик, Ф. Лауб, О. Шевчик, Ф. Ондржичек, Я. Кубелик и др. б.ч. окончивших консерваторию получала ангажементы в иностр. оркестрах, гл. обр. в русских (В. Сук, Ф. Ступка, семья потомственных музыкантов Гржимали и др.). В 1888 к консерватории была присоединена Органная школа (осн. в 1830; обучение продолжалось 2–3 года). В ней учились А. Дворжак, К. Бендль, Л. Яначек, Й. Б. Фёрстер, Э. Направник и другие музыканты, внёсшие важный вклад в развитие чешской и словацкой музыки.
После образования Республики Чехословакия (1918) П. как столица самостоят. гос-ва стала центром чеш. нац. муз. культуры, к-рая впервые за неск. столетий начала развиваться самостоятельно. Были созданы вновь и реорганизованы мн. старые муз. учреждения. При Пражской консерватории (с 1919 гос. уч. заведение) организована т.н. Школа мастеров, в к-рой преподавали композицию В. Новак, Й. Сук, Й. Б. Фёрстер, позднее Й. Кржичка. Продолжали функционировать старые муз. уч. и др. спец. организации для нем. меньшинства населения, в т. ч. Нем. академия музыки (с 1920; рук. композиторского отделения, позднее директор — Ф. Функе). Сословный т-р был передан в ведение дирекции Нац. т-ра. Оперной труппой Нац. т-ра стал руководить (после К. Коваржовица, 1900–20) О. Острчил; во время его работы (1921–35) пражская опера славилась широтой нац. репертуара (за 15 лет пост. 86 соч. 28 чеш. композиторов) и исполнит. мастерством. Художеств. уровень спектаклей оперного т-ра был высоким и при директоре и дирижёре В. Талихе (1935–45); во время оккупационного режима (с 1939) его деятельность тормозилась нем. властями. Наиболее значительными в 1920-30-е гг. были пост. опер Сметаны, Дворжака, Фибиха; осуществлены премьеры опер Л. Яначека и Б. Мартину; в 1926 здесь был также пост. «Воццек» А. Берга. В новом нем. т-ре после ухода с поста его рук. А. Цемлинского (1911–27) уровень оперных спектаклей несколько снизился, однако дирижёру Дж. Селлу (1929–37) удалось вновь добиться высоких художеств. результатов. В 1923 был создан муз. отдел Чеш. радио, с 1925 транслировались оперные спектакли Нац. т-ра и концерты Чеш. филармонии, к-рая широко развернула свою работу, получив гос. и гор. субсидии; её успешной деятельности особенно способствовал Талих (руководил с перерывами в 1919–41). С 1927 концерты филармонии транслировались за границу (с 1935 — в Москву). В 1930-е гг. был сформирован симф. оркестр Радио.
Высоким исполнит. мастерством славились камерно-инстр. ансамбли П.: квартеты — Пражский (с 1920), Пешека (с 1928 наз. Чехосл. квартет), Ондржичека (в 1927–48 выступал также на Радио), Чеш. нонет (с 1923), Пражские тромбонисты (с 1930) и др. В кон. 1920-х гг. были организованы студии звукозаписи «Эста» и «Ультрафон». В 1918 возник «Ферайн фюр приватауффюрунген» — пражский филиал венского союза, в 1920 создано объединение «Содействие современной музыке» («Spolek pro modernн hudbu»). Эти коллективы впервые в П. исполнили камерно-инстр. произв. И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Б. Бартока, А. Шёнберга и др.; ими же была создана чехосл. секция Междунар. об-ва совр. музыки, организовавшая в П. в 1924 и 1925 междунар. фестивали орк. музыки (в 1924 по случаю открытия фестиваля Нем. оперным т-ром была осуществлена премьера монодрамы Шёнберга «Ожидание»; исполнялись также соч. А. Хабы для четвертитонового рояля). В 1934 осн. Об-во муз. воспитания; в 1936 им был созван 1-й международный конгресс.
С 1920-х гг. издавались музыкальные журналы: «Listy Hudebnн matice — Tempo» (1921–38 и 1946–1948), «Klнc» (1930–34) и «Rytmus» (1935–48; выпускался объединением «Пршитомност»), Союз немецких музыкантов и педагогов издавал журн. «Der Auftakt» (1920–38).
После 2-й мировой войны 1939–45 муз. жизнь начала усиленно развиваться. Оперной труппой Нац. т-ра руководили О. Еремиаш (1945–47, 1948–51) и Талих (1947–48), дирижировал З. Халабала и др. Здесь пост. оперы «Водоворот» («Крутнява», 1953) Сухоня, «Воскресенье» (по Л. Н. Толстому, 1962) Циккера, «Повесть о настоящем человеке» (1962) Прокофьева, оперы О. Еремиаша, И. Крейчи, И. Пауэра и др. В 1945 в П. открылся Оперный т-р им. 5 мая (в помещении Нем. т-ра). Здесь пост. «Мать» Хабы (1947). С 1948 этот т-р называется «Т-р Сметаны», в нём поставлены «Миран-долина» Б. Мартину (1959) и его балеты (в 1950–1960-е гг.). Здесь же шли балеты Я. Гануша, З. Востршака, а также Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Р. М. Глиэра, М. И. Чулаки, Б. В. Асафьева, К. Караева и др.
В 1970-е гг. в П. работают Чеш. филармония, «Симфонический оркестр столицы — Прага ФОК», оркестры Чехословацкого радио, кинематографии; камерные оркестры — Чешский, Пражский, «Коллегиум музикум Прагензе», «Симпозиум музикум», «Ars rediviva», квартеты им. Сметаны, Влаха, Дворжака, Талиха, Города Прага, Чехословацкий; смешанные певч. ансамбли: Хор филармонии, «Новые исполнители мадригалов» и др.; Чехословацкий ансамбль песни и пляски.
В 1949 создан Союз чехословацких композиторов (до 1972; был руководящей организацией деятелей иск-ва ЧССР; в кон. 1972 образован Союз чеш. композиторов и конц. исполнителей, объединяющий лишь музыкантов ЧСР). В П. с 1948 издаётся журн. «Hudebnн rozhledy», имеется муз. фонд, при к-ром работает изд-во «Пантон». Фирма и изд-во «Супрафон» выпускают грампластинки и ноты.
С 1946 ежегодно в мае — июне проводится Междунар. муз. фестиваль «Пражская весна» (первый в Европе после 2-й мировой войны); на нём своими произв. дирижировали А. Онеггер (1949), Хачатурян (1959), П. Хиндемит и др. Проводятся Обозрения совр. муз. творчества (с 1958), муз. конкурсы скрипачей им. Я. Кубелика (с 1949), пианистов им. Сметаны (с 1951), исполнителей на духовых инструментах им. А. Рейхи (с 1953), виолончелистов им. Вигана и струн. квартетов (оба с 1958).
Работают Академия иск-в (высшее уч. заведение по художеств. воспитанию, с 1946), музыковедч. секция Ин-та теории и истории иск-в Чехосл. АН, при ней 1 раз в квартал выходит журн. «Hudebno veda» (с 1964); кафедра истории музыки на философском ф-те Карлова ун-та, к-рую долгое время возглавлял З. Неедлы. В муз. отделении Национального музея имеется коллекция муз. инструментов разных времён; работают музеи Сметаны и Дворжака. В 1971 открыт Дом советской науки и культуры. Издаётся журнал «Новости музыкальной жизни Праги» на чеш., рус., франц. и нем. языках.
Литература: В. С. (Стасов В. В.), Опера Глинки в Праге, «Спб. ведомости», 1867, 4 февраля, то же, Избр. произв., т. 1, М., 1952; Из истории русско-чешских музыкальных связей, сб. 1-й. Переписка М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова с Болеславом Каленским, М., 1955; Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1–2, М., 1959–73; Teubеr C., Geschichte des Prager Theaters, TI 1–3, Praga, 1883–88; Pamбtnнk zpevбckeho spolku Hlanol v Praze, red. R. Lichtner, Praha, 1911; Branberger J., Konservator hudby v Praze, Praha, 1911; Rrосhazka R. F., Das romantische Musik-Prag, Saaz, 1914; Sedmdesat let Umelecke besedy, 1863–1933, red. F. Skacelok, Praha, 1933; Veselэ R., Dejiny Ceskй filharmonie, Praha, 1935; Nejedlэ Z., Opera Nбrodnнho divadla do roku 1900, (Praha), 1935; его же, Opera Narodnoho divadla od roku 1900 do prevratu, (Praha), 1936; Кamper О., Hudebnн Praha v XVIII veku, Praha, 1935; Вartоs J., Prozatimnн divadlo a Jeho opera, Praha, 1938; Nettl R., Mozart in Bцhmen, Praha, 1938; Rosenheim R., Die Geschichte der deutschen Bьhnen in Prag, Praha, 1938; Helfert v. , Steinhard E., Die Musik in der Tschechoslovakischen Republik, Praha, 1936, 1938; Nemec v. , Prazskй varhany, Praha, (1944); Nemec Z., Weberova prazska lйta, Praha, 1944; Soupis repertoбru «Nбrodnн divadlo», 1945/50, " Nбrodnн divadlo», 1951, с 29/31; Celeda J., Josef Myslivecek, Praha, 1946; Rlaveс J., Frantisek Skroup, P., 1946; Lцwenbach J., Ceskoruskй vztahy hudebnн, Praga, 1947; Stepбnek v. , Prazske nбvstevy P. J. Cajkovskйho, Praha, 1952; Sэkоra v. J., F. X. Dusek, Praha, 1958; 150 let prazskй konservatore, Praha, 1961; Patnбct Prazskэch jar, Praha, 1961; Pala F., Opera Nбrodnнho divadla v obdobн Otakara Ostrcila, dil 1–4, Praha, 1962–70; Pospнsil v. , Slavnн hoste Prazskэch Jar, Praha, 1962; Holzknecht v. , Ceskб filharmonie. Praha, 1963; Prнspevky k dejinбm cesko-ruskэch kulturnнch styku, (Praha, 19651; Berkovec J., Petrovskэ v. , Praha plnб hudbv, (Praha, 1967); Dejiny Ceskйho divadla. sv. 1–2, Praha, 1968–69; Nemecek J., Opera Nбrodnнho divadla v obdobi K. Kovarovice, dil 1–2, (Praha, 1968–69); Vоlek T., Mozart a Praha, Praha, 1973; Sefl v. , Smetanovo kvarteto, Praha, 1974; Ceskб hudba svetu — svet ceske hudbe, Praha, 1974.
T. Волек
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.