Диалог музыкальный (от греч. dialogos — разговор, беседа) — тип музыкального изложения, воспроизводящий черты разговорного диалога.
1) Вокальный диалог возник в процессе муз. воплощения текстов, содержащих элементы разговорного диалога. При этом реплики поручались как солистам, так и частям хора. Находит применение в некоторых формах католич. церк. пения — в респонсории, антифоне. В 16–17 вв. в Италии и Германии получил распространение как самостоят. род музыки.
В формировании диалога видная роль принадлежит ср.-век. литургич. драме, музыке композиторов нидерл. школы, широко применявших деление хора на части, мотетам и мадригалам, итал. диалогич. лаудам. В Италии наряду с духовными диалогами создавались и светские; в Германии преобладали духовные диалоги, тесно связанные с протестантизмом и воплощавшиеся чаще всего в форме малого духовного концерта (Geistliches Concert). Образцы таких диалогов создали С. Шейдт, А. Хаммершмидт («Dialogi oder Gesprache zwischen Gott und einer glaubigen Seelen» — «Диалоги или разговоры между богом и верующей душой»). Эти диалоги имели большое значение для развития оратории и кантаты.
Вокальный диалог находит применение и в опере. В некоторых видах комич. опер и в оперетте используется только речевой (словесный) диалог. В итал. операх 18 в. диалог оформлялся в виде т. н. сухого речитатива.
2) Инструментальный диалог — подобие вокального диалога. Индивидуальный характер реплик определяется в нём своеобразием их тематической и тембровой стороны. Издавна использовался в инструментальной музыке; широко представлен во франц. орг. музыке 16–18 вв., в музыке венских классиков (как в изложении тем, так и в их разработке). Известны и целые инстр. пьесы, строящиеся в виде диалога, напр. 2-я часть 4-го концерта для фп. с орк. Л. Бетховена, 2-я, заключит. часть («Контрасты») фантазии для фп. с оркестром П. И. Чайковского. Швейц. комп. Ж. Бине написан цикл пьес для влч. и фп. под назв. «Диалоги» (1937).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.