Оперный театр Зимина

Zimin Opera

Город
Москва
Год основания
1904
Тип
Оперный театр Зимина. Здание театра, 1913

Оперный театр Зимина, «Опера Зимина» — частный оперный театр в Москве. Открыт в 1904, существовал до 1924. Возник в результате слияния оперной труппы, основанной С. И. Зиминым летом 1904, и большей части коллектива театра «Товарищество частной оперы». Первый спектакль («Майская ночь») состоялся в помещении театра «Аквариум», затем Оперный театр Зимина несколько лет работал в различных театральных помещениях, с 1908 — на сцене театра Солодовникова (ныне помещение Московского театра оперетты). В 1917 пожаром был уничтожен склад декораций и костюмов более 100 спектаклей. В том же году театр стал государственным и перешёл в ведение Московского Совета рабочих депутатов; в 1919-20 назывался Малая государственная опера, в 1922-24 — Свободная опера Зимина.

Продолжая традиции Московской частной русской оперы, Оперный театр Зимина стал театром самобытного творческого поиска и внёс в культурную жизнь России важный художественый вклад. Главным в исканиях театра было стремление дать целостное, осмысленное сценическое истолкование произведений, раскрывающее его с наибольшей полнотой.

Видную роль в музыкальным руководстве театром сыграли дирижёр M. M. Ипполитов-Иванов (1904-06) — последовательный пропагандист русской классической оперы, и певец и режиссёр П. С. Оленин (1907-15), чьи постановки здесь стали этапом в развитии русской оперной режиссуры.

В декорационно-художественном оформлении спектаклей Оперный театр Зимина стремился избегать постановочных штампов, характерных для «казённых» театров. Привлекались видные художники А. И. Маторин, И. Я. Билибин, P. P. Федоровский, П. П. Кончаловский и др.

Репертуар Оперного театра Зимина был многообразен, значительное место занимали произведения русских композиторов: «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Князь Игорь», большинство опер П. И. Чайковского, «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» (первая постановка), «Хованщина», «Борис Годунов» (без обычных купюр и со сценой «Под Кромами»). Театр возобновил долгое время не шедшие оперы: «Мельник — колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Аскольдова могила»; «Рогнеда» Серова и др. Здесь впервые были поставлены «Капитанская дочка» Кюи, «Клара Милич» Кастальского, «Трильби» Юрасовского и др.

Среди поставленных театром многочисленных опер западно-европейских композиторов [«Аида», «Кармен» (впервые в России), «Богема», «Чио-Чио-сан»; «Манон» Массне, «Луиза» Шарпантье] была такая значительная, как «Нюрнбергские мейстерзингеры» (поставлена в 1909 впервые в России; шла с большим успехом). В лучших спектаклях Оперного театра Зимина воплотились принципы реалистического оперного искусства.

За годы существования театр во многом способствовал развитию русской оперно-исполнительской культуры, здесь выдвинулись крупные артистические силы. В разные годы работали: певцы — Е. Я. Цветкова, В. Н. Петрова-Званцева, Н. С. Ермоленко-Южина, М. В. Бочаров, В. Р. Пикок, В. П. Дамаев, Н. И. Сперанский, М. М. Донец, Ю. С. Кипоренко-Даманский; дирижёры — Э. А. Купер, А. М. Пазовский, Е. Е. Плотников; режиссёр P. P. Комиссаржевский. Театр нередко приглашал гастролёров, здесь пели Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, М. Баттистини, Титта Руффо, Л. Кавальери, Дж. Ансельми и др. Для работы с молодыми артистами и композиторами Зимин организовал в театре студию (которая в 1916-17 давала спектакли в отдельном помещении), а также музей, отражавший жизнь театра.

В. Е. Боровский
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама