«Африканский танец» — понятие, условно объединяющее самобытные танцы народов, населяющих Африку.
Африканский танец неразрывно связан с жизнью, религиозными верованиями, фольклором каждого народа, имеющего своё историч. и этнич. прошлое. Танц. культура стран Сев. Африки (Алжир, Ливан, Марокко, Египет, Тунис) развивалась под влиянием общей арабо-мусульманской культуры Средиземноморья. Самостоят, место в развитии А. т. занимают культуры стран Эфиопского нагорья и народностей побережья Юго-Вост. Африки (последние издавна поддерживали связи с Юж. Азией). Зона тропической, или т. н. Экваториальной, Африки, несмотря на пестроту её этнич. состава, характеризуется несомненным сходством условий культурного развития и, согласно традициям африканистики, рассматривается отдельно от сев. и вост. регионов. Танцы народов Центр., Зап. и Юж. Африки мало изучены.
В силу своеобразия историч. судеб Африканского континента проф. танц. иск-во африканских народов возникло сравнительно недавно и до 20 в. было ограничено областью фольклора. Первые сведения об А. т. дают наскальные рисунки (т. н. петроглифы) в горных массивах Сахары (8 — 6-е тыс. до н. э.). О роли танца в жизни африканцев свидетельствует наскальная живопись бушменов (Юж. Африка). Изображение фантастич. существ и пляшущих людей в звериных шкурах с рогами и в масках слона или антилопы указывают на связь танца с мифо-логич. представлениями африканцев. Найденные в районе озера Чад терракотовые статуэтки, названные «замаскированными танцовщиками», причудливо сочетают черты человеческих фигур с головами животных, что указывает на наличие масок как непременного атрибута танца. А. т. складывался на протяжении мн. веков — это синтетич. жанр, яркий сплав звуков, красок и движений, полный смысла для африканца, умеющего его «прочитать». Его осн. ритмич. рисунок связан с ритмикой ударных инструментов, прежде всего «говорящих барабанов» тамтамов. Танец сопровождается хоровым пением, часто и аккомпанементом на духовых инструментах — охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах, трубах из слоновых бивней и древесных стволов. Красочность и выразительность танца подчёркивается использованием масок — ритуальных, культовых, игровых и др. (иногда весом до 6 — 8 кг), яркого грима, татуировки, а также костюмов, ходуль, колокольчиков, разл. украшений (браслетов, перьев и др.), оружия.
Большая часть африканских танц. представлений длилась неск. часов (от захода солнца и до утра). У народов тропич. Африки танец был связан прежде всего с охотой и земледелием. Человек использовал язык танца, надеясь повлиять на растения, животных и природу, расположить их к себе. Охотники подражали повадкам и крикам животных и птиц; одетые в шкуры животных исполнители тотемич. пляски обещали удачу в охоте. Перед охотой на крупных зверей африканцы устраивали большие танц. представления. В костюмах из шкур леопарда, обезьяны, антилопы или оленя, с украшениями из страусовых перьев на голове, танцоры изображали животных, преследуемых охотниками. Эти пляски отличались исключит, богатством, разнообразием и остротой ритмич. рисунка, напр. дошедший до наших дней танец ндламу народов банту (ЮАР), исполняемый участниками (до 300 чел.) в костюмах из звериных шкур, меховых браслетах и головных уборах из перьев птиц. Композиция танца строится линейно, точность ансамбля и строгость дисциплины указывают на связь с тренировкой охотников. Палочки, украшенные белым мехом обезьян, заменяют копья. Обязательно участие солиста, запевающего песню и задающего ритм танцу, постепенно ускоряющемуся и всё более усложняющемуся. Следы старой охотничьей пляски носит танец мучонголо племён педи (сев. басуто), один из немногих, сохранившихся в тропич. Африке танцев со щитами. Высокое мастерство работы мускулов торса демонстрируют танцы хауса, объединённые под названием утейро (Сев. Судан). Интересен зулусский танец охоты на оленя (Юж. Африка).
Земледельцы, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали музыкально-пластич. картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды. У мн. племён были распространены танцы птиц, предохраняющих посевы от вредителей, танцы «благодарения природы». Танцы, исполняемые в земледельческой церемонии, имеют более плавный характер игровых и плясовых движений (напр., танец ташада в Зап. Судане, исполняемый мужчинами в ярко расписанных головных уборах с прикреплёнными к ним птицами, держащими в клюве змею, хороводный танец нгома племён нгуни в Юж. Африке). Танец, символизирующий власть человека над домашними животными, проходит под взмахи хлыстов из хвостов буйвола и сопровождается песнями о земле и урожае. Важное место в фольклоре африканских народов занимают ритуальные танцы, связанные с культом предков. Их большое эмоционально-художеств. воздействие направлено на создание чувства коллективной общности с родоначальниками племён. Танец-обряд поклонения предкам и желание их умилостивить требует от исполнителей большого мастерства и длительной подготовки (напр., торжественный танец чиконе во время совершения вождём обряда жертвоприношения предкам). Особое место занимают танцы-обряды посвящения юношей, бытующие во мн. районах совр. Африки (Гана, Нигерия, Кения, Танзания, Конго и др.). Танцы, символизирующие новое рождение человека, были настолько сложны, что требовали 3 — 4 месяцев репетиций (напр., танец питона народа венда). Импровизация танцев не разрешалась.
Большая часть народов Центр., Зап. и Юж. Африки до 20 в. не имела письменности (её заменяли устная лит-ра, муз. и танц. иск-во). Историч. предания, легенды и мифы сохранялись и передавались из поколения в поколение музыкантами-сказителями (в Зап. Африке — «гриоты», в Юж. Африке — «имбонги»). Выступления нар. музыкантов и танцоров широко распространены во мн. странах Африки. Аккомпанируя себе на каком-нибудь муз. инструменте, они поют и танцуют, рассказывают о великих событиях прошлого, передают новости сегодняшнего дня. Эти традиции сохраняются и в 20 в. Вожди имели в своей свите певцов и танцоров, в обязанности к-рых входило песнями и танцами восхвалять самих вождей и их гостей, вдохновлять членов племени в борьбе с врагами, оплакивать героев, высмеивать недостойных. В связи с одержанной победой устраивались целые представления. С распадом родовой организации и постепенным исчезновением древних традиций А. т. терял ритуальный и культовый характер. В нек-рых странах Африки начали появляться проф. танцовщики, выступающие перед публикой на сельских праздниках. Параллельно с ритуальными представлениями стали развиваться и комич. маскарады чисто развлекательного характера.
Длительное господство колонизаторов в Африке нарушило естественный процесс культурного развития африканских народов. Колонизаторы уничтожали культуру и художеств, ценности местного населения. Вековое наследие африканских народов было объявлено неполноценным, А. т. искоренялись как «варварские» и «идолопоклоннические». С успехами нац.-освободит. движения народов Африки и возникновением независимых африканских гос-в остро встал вопрос развития африканской культуры. Проблемы культурного строительства разрешаются не везде одинаково, не все страны могут выделить на эти цели достаточные средства. Во мн. африканских гос-вах создаются культурные центры, к-рые наряду со сбором муз. фольклора организуют ансамбли песни и танца, проводят фестивали и смотры, имеющие большое значение для сохранения и распространения культурного наследия. Прогрессивные деятели культуры пытаются развить и обновить нар. иск-во в соответствии с запросами современности. Развитие фольклорных традиций связывается ими с освоением лучших достижений мирового иск-ва. Первый проф. ансамбль А. т. был организован в 1948 — 49 в Париже гвинейцем Кейта Фодеба. С 1950 под назв. Африканские балеты этот коллектив гастролировал по странам Европы. Опыт коллектива Африканские балеты был использован др. танц. коллективами из Гвинеи — «Джолоба» и Нац. балетом Гвинеи, гастролировавшим с танц. композициями («Создателем является народ», «Новая Гвинея», «Полночь») в Болгарии (1960), ГДР (1961), СССР (1968) и др. странах. В репертуар Нац. балета Гвинеи входит танц. пантомима из спектакля «Этапы», показывающие мирный труд до прихода европейцев, колониальное рабство, восстание и освобождение. Многие спектакли поставлены ведущим танцовщиком этой труппы Сисско Амаду.
Развитие африканского нац. танца шло особенно активно в Сенегале. В 1961 под рук. Мориса Сонара Сенгора и Абу Мама Диуфа был образован Нац. ансамбль балета Сенегала, показавший, кроме танц. номеров, жанровые зарисовки «Сцены из народной жизни» и муз. спектакли. Нац. ансамбль балета Сенегала гастролировал в Великобритании, Бельгии, Голландии, Франции, ФРГ, Швейцарии. Балет «Дианкой Вали» был показан ансамблем в Москве в 1975. В Дакаре существует также школа иск-в с отделением танца. Танц. ансамбли созданы и в ряде др. городов Сенегала. В 1964 в Дакаре начал работать ещё один музыкально-танцевальный коллектив, показавший спектакль «Приключение ритма».
В Республике Берег Слоновой Кости при Центре культуры и фольклора Нац. ин-та иск-в 1959 в Абиджане была создана театр. труппа, репертуар к-рой составляли танцы и небольшие сценки, построенные на фольклорном материале. В 1960 труппа выступала на фестивале в Театре Наций в Париже.
В день независимости Верхней Вольты в Уагадугу состоялось первое представление танц. коллектива страны «Дочь Вольты» (рук. Муса Савадный).
В Нигерии в 1964 при ун-те Ифе в Ибадане была создана балетная труппа «Ори Олокун дане компани», экспериментальные постановки к-рой вызвали большие споры среди деятелей культуры Африки. Руководитель труппы П. Харпер стремится синтезировать элементы фольклора йоруба, традиционный А. т. с нек-рыми приёмами совр. европ. и амер. балета. В 1971 на конкурсе журнала «Африкан артс» экспериментальный спектакль «Алатангана» признан лучшим. В этой пьесе на мифологич. сюжет были использованы танцы разных народов Нигерии. На семинаре «Устная традиция йоруба», проходившем в Ин-те исследований Африки при ун-те Ифе, труппа показала спектакль «Огун Онире», где язык классич. европ. танца сочетался с элементами африканского. Тот же характер носит постановка «Пуракпали» на сюжет из австралийской мифологии.
К моменту провозглашения независимости Конго (Браззавиль) в 1960 сформировался балетный коллектив «Конголия», демонстрировавший иск-во Экваториальной провинции и др. областей страны. Позже был создан ансамбль «Нгуакатур», или «Балет Диабуа» (рук. М. И. Диабуа). В 1972 организован Нац. ансамбль Народной Республики Конго.
В Африке и за рубежом приобретают также популярность балетная труппа Сьерра-Леоне (создана в 1963, под рук. Д. Акара), Ансамбль Республики Чад (рук. Нгерио Бутль Сектиль), Танц. ансамбль Республики Замбия (рук. Мофия), Нац. балетный коллектив Республики Бенин (рук. Э. Гей). На Алжирском фестивале 1969 отмечена премией Нац. труппа Либерии (в её репертуаре балеты «Фермеры», «Дитя печали», «Признательность Африке»). В 1975 на гастроли в Москву приезжал Ансамбль Республики Мали.
Постоянные проф. театры оперы и балета созданы в Эфиопии (руководитель — музыкант из Австралии Р. Хаген). Неск. ансамблей нар. танца существует в Судане. В 1961 организовано отделение танца при Совете иск-в Гане, на базе Легонского ун-та, Ин-та изучения Африки и Нац. ансамбля (рук. А. Оноку).
Пути развития проф. балета в Южно-Африканской Республике затруднены из-за режима «апартхейда» и расовой дискриминации африканского населения. Подготовкой кадров занимаются ун-ты. В Кейптаунском ун-те имеется муз. ф-т, включающий балетную школу (с отделением для банту). Несмотря на противодействие властей, фольклорные танцы входят во мн. драматич. спектакли («Умбата», пост, в 1972; переработка шекспировского «Макбета» на зулуском яз. насыщена танцами народов банту).
Первые экспериментальные пост, т-ров Вост. Африки «Чикваква театр» (создан М. Эзероном в 1971 в Лусаке на базе Отделения иск-в Лусакского ун-та, Замбия), труппы отделения театр, иск-ва в ун-те Дар-эс-Салама (Танзания) и др. насыщены фольклорными танцами. Многочисл. конкурсы, конференции и фестивали, поев, африканской муз. культуре и балету, популяризируют деятельность танц. коллективов африканских стран. Традиц. африканская культура и, в частности, танец оказывают значит, влияние на совр. европ. и амер. хореографию. С 1966 в Дакаре проводятся фестивали негритянского иск-ва, где выступают многочисл. танц. коллективы.
Литература: Авдеев А.Д., Происхождение театра, М.- Л., 1959; Мириманов В.Б., Африка. Искусство, М., 1967; Tracey H., African dance, Johannesburg, 1952; Auet M., Les hommes de la danse, Lausanne, 1954; Segy L., African sculpture speaks, N.Y., 1952; Darbois D., African dance, Prague, 1962; Binet J., Societes de danse chez les Fang du Gabon, P., 1972.
Ю. Скотт, Л. Б. Саратовская
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.