Мотив

Категории словаря

Мотив (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю).

1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. М. представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту:

Л. Бетховен. Соната для фп. op. 111, часть II.

В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. произв. возможны и более крупные по протяжённости 2-тактовые мотивы:

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть I.

В нек-рых случаях М. делится на более мелкие конструктивные ячейки, называемые субмотивами. Субмотив не обладает смысловой цельностью и существует лишь как часть целого:

Ф. Шопен. Соната b-moll для фп., часть I.

Обычно М. состоит из метрически слабого и сильного времени или, наоборот, сильного и слабого. Встречаются и М., состоящие только из одного, сильного, времени. Их называют усечёнными М.:

Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 10 No 1, часть I.

М. могут объединяться по два и по три в фразы или в бульшие построения. При этом они чётко отделяются друг от друга или сливаются в одно целое. В нек-рых случаях непрерывного, связного мелодич. движения членение на мотивы оказывается невозможным.

М. или ряд М. (чаще два), с к-рых начинается муз. тема гомофонного произв., образуют её ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни тe или иные изменения начальных М. или новые М. В конце темы звучит завершающий М. Тема лежит в основе формы целого произведения, в к-ром сопоставляется с др. темами и развивается. Тематич. развитие заключается в основном в многократном проведении разд. вариантов одной темы, выделении (вычленении) из неё отдельных М., в столкновении их с мотивами других тем.

Особенной напряжённости тематич. развитие достигает в разработке сонатной формы. Эта разработка зачастую представляет собой непрерывный поток фраз, М. — «осколков» ранее изложенных тем. При этом М. могут подвергаться разл. трансформациям. Могут изменяться составляющие их интервалы, направление мелодич. движения (восходящее сменяться нисходящим, и наоборот), их гармонич. наполнение; они могут вступать в разл. рода полифонич. соединения. Наиболее устойчивым элементом при этом остаётся ритмич. рисунок — его существ. изменения в нек-рых случаях способны полностью разрушить данный М. и создать по сути дела новый.

Нек-рые муз. произв. представляют собой непрерывную разработку одного М. В них лишь время от времени возникают новые М., сопровождаемые, однако, звучанием основного или представляющие собой его варианты. Так, муз. развитие в первой части 5-й симфонии Бетховена вытекает из начального четырёхударного мотива:

Подобного рода неуклонное развитие одного М. широко представлено в творчестве Бетховена и Шумана.

Первые попытки разработки учения о М. были сделаны во 2-й пол. 18 в. И. Маттезоном, Й. Рипелем и Г. К. Кохом. При этом сам термин «М." ими не применялся. Он ведёт происхождение из Италии, где означал в 18 в. осн. тематич. ядро арии. Важнейший вклад в учение о М. внесли в 19 в. А. Б. Маркс и в особенности X. Риман. В отличие от Р. Вестфаля и Т. Вимайера Риман понимал М. не только как ритмическое образование, но и как единство ритмических, мелодических, гармонических, динамических и тембровых факторов.

Слабая сторона римановского учения о М. — признание реального существования лишь ямбических (от слабой доли к сильной), но не хореических М. В России учение о М. разрабатывал С. И. Танеев.

2) В бытовом понимании — мелодия, напев, наигрыш.

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1–2, М., 1934–36; Способин И. В., Музыкальная форма, М.-Л., 1947, М., 1962; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Тюлин Ю. Н., Строение музыкальной речи, Л., 1962; Арзаманов Ф., С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм, М., 1963; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, ч. 1, М., 1967; Mattheson З., Der volkommenc Capellmeister, Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel-Basel, 1954; Marx А. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1, Lpz., 1837, 1887; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach, Lpz., 1880; Wolf L., Geschichtliche Studien Uber das musikalische Motiv und seine Durchfuhrung, Lpz., 1890 (Diss.); Riemann H., Was ist ein Motiv?, в его кн.: Praludien und Studien, Bd 1, Heilbronn, 1895; его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Wiemayer Th., Musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, 1917; Feil A., Satztechnische Fragen in der Kompesitionslehren von Fr. E. Niedt, J. Riepel und H. Chr. Koch, Hdlb, 1955 (Diss.); Jammers E., Takt und Motiv, «AfMw», 1962–1963, Jahrg. 19–20.. См. также лит. при статье Форма музыкальная.

В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Переменный лад Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Агогика Термины и понятия
Ригодон Музыкальные жанры
Cantabile, кантaбиле Термины и понятия
Режиссура в балете Балет и танец
Квинтон Музыкальные инструменты
Оберек Музыкальные жанры
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия
Вина Музыкальные инструменты
Спиричуэл Опера, вокал, пение
Месса Термины и понятия

Реклама