Paul Kletzki
Дирижер-путешественник, вечный странник, уже много десятилетий переезжающий из страны в страну, из города в город, влекомый и превратностями судьбы и маршрутами гастрольных контрактов — таков Пауль Клецки. И в искусстве его соединились черты, присущие разным национальным школам и стилям, черты, усвоенные им за долгие годы дирижерской деятельности. Поэтому слушателям трудно причислить артиста к какой-либо определенной школе, направлению в дирижерском искусстве. Но это не мешает им ценить его как глубокого и на редкость чистого, яркого музыканта.
Клецки родился и вырос в Львове, где и начал заниматься музыкой. Очень рано он поступил в Варшавскую консерваторию, изучал там композицию и дирижирование, причем среди его педагогов был замечательный дирижер Э. Млынарский, от которого молодой музыкант унаследовал отточенную и простую технику, свободу владения оркестром «без нажима», широту творческих интересов. После этого Клецки работал скрипачом в Львовском городском оркестре, а когда ему исполнилось двадцать лет, отправился в Берлин продолжать образование. В те годы он интенсивно и не без успеха занимался композицией, совершенствовался в Берлинской Высшей музыкальной школе у Э. Коха. Как дирижер выступал главным образом с исполнением собственных сочинений. На одном из концертов он привлек внимание В. Фуртвенглера, который стал его наставником и по совету которого он посвятил себя в основном дирижированию. «Все знания, касающиеся исполнения музыки, которыми я обладаю, я получил от Фуртвенглера»,— вспоминает артист.
После прихода к власти Гитлера молодой дирижер должен был покинуть Германию. Где только не побывал он с тех пор! Сперва в Милане, куда его пригласили профессором консерватории, затем в Венеции; оттуда в 1936 году отправился в Баку, где провел летний симфонический сезон; после этого в течение года состоял главным дирижером Харьковской филармонии, а в 1938 году переехал в Швейцарию, на родину жены.
В годы войны диапазон деятельности артиста, естественно, ограничивался этой маленькой страной. Но стоило отгреметь оружейным залпам, как он снова начал путешествовать. Репутация Клецки к тому времени уже была достаточно высокой. Об этом свидетельствует хотя бы то, что он был единственным иностранным дирижером, приглашенным по инициативе Тосканини провести серию концертов в дни торжественного открытия возрожденного театра «Ла Скала».
В последующие годы исполнительская деятельность Клецки разворачивается во всей полноте, охватывая все новые страны и континенты. Он в разное время возглавлял оркестры в Ливерпуле, Далласе, Берне, гастролировал повсюду. Клецки зарекомендовал себя как артист широкого размаха, привлекающий глубиной и сердечностью своего искусства. Высоко ценится во всем мире его интерпретация больших симфонических полотен Бетховена, Шуберта, Брамса, Чайковского и особенно Малера, одним из лучших современных исполнителей и горячих пропагандистов музыки которого он является уже давно.
В 1966 году Клецки вновь, после длительного перерыва, побывал в СССР, выступал в Москве. Успех дирижера рос от концерта к концерту. В разнообразных программах, включавших произведения Малера, Мусоргского, Брамса, Дебюсси, Моцарта, предстал перед нами Клецки. «Высокое этическое назначение музыки, беседа с людьми об «извечной правде прекрасного», увиденной и услышанной страстно верящим в нее, предельно искренним художником,— вот собственно, чем наполнено все, что он делает за дирижерским пультом,— писал Г. Юдин.— Горячий, юношеский темперамент дирижера сохраняет «температуру» исполнения все время на самом высоком уровне. Каждая восьмая и шестнадцатая для него бесконечно дороги, поэтому произносятся любовно и выразительно. Все сочно, полнокровно, играет рубенсовскими красками, но, конечно, без всяких излишеств, без форсировки звучания. Изредка с ним не соглашаешься... Но какая же это малость по сравнению с общим тонусом и подкупающей искренностью, «общительностью исполнения»...
В 1967 году престарелый Эрнест Ансерме объявил, что оставляет созданный им полвека назад и выпестованный оркестр Романской Швейцарии. Свое любимое детище он передал в руки Пауля Клецки, который, таким образом, наконец стал во главе одного из лучших оркестров Европы. Положит ли это конец его бесчисленным скитаниям? Ответ дадут ближайшие годы...
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969