Marche slave, Op. 31
«Сербо-русский марш на народно-славянские темы» («Славянский марш»), соч. 31 — оркестровое музыкальное произведение русского композитора Петра Ильича Чайковского.
В сентябре 1876 года Чайковский получил заказ Дирекции Русского музыкального общества написать для концерта в пользу Общества Красного креста марш. Благотворительный концерт был предназначен в пользу раненых в русско-турецкой войне. Всё русское общество и сам Чайковский с огромным сочувствием и душевным трепетом относились к происходящему на Балканах, борьбе славянских народов против османского владычества.
В период сочинения марша Чайковский называет его «Сербо-русским маршем». При издании марш получает название «Славянский». Одной из отличительных черт творчества Чайковского этого периода было обращение к музыкальному фольклору разных народов. Так, он использует сербские напевы в сочинениях, посвященных событиям войны на Балканах. В марше Чайковский использует три подлинных сербских народных темы и тему русского национального гимна «Боже, царя храни!».
Первое исполнение марша состоялось 5 (17) ноября 1876 года в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна в симфоническом собрании Русского музыкального общества в пользу Славянского благотворительного общества. Исполнение имело огромный успех и было повторено. Чайковский писал об этом своей сестре А. И. Давыдовой: «мой Сербо-русский марш... произвел целую бурю патриотического восторга».
Тема русско-турецкой войны и отношение Чайковского к этому историческому событию имели продолжение. В конце 1877 года, через год после создания «Славянского марша», П. И. Юргенсон обратился к Чайковскому с просьбой сочинить марш в честь знаменитого русского генерала М. Д. Скобелева, героя русско-турецкой войны. Юргенсон обратился к Чайковскому с такой просьбой, рассчитывая, очевидно, на патриотические настроения композитора и его заинтересованное отношение к ходу русско-турецкой войны. Отклики Чайковского на ход событий встречаются в его пeреписке. Так, в письме к Н.Ф.фон Мекк он с возмущением писал о невыгодных для России условиях перемирия в этой войне. Однако, несмотря на пристальный интерес Чайковского к происходившим событиям и популярность в русском обществе личности генерала М. Д. Скобелева, он отказался писать заказанный марш. Причина, скорее всего, была связана с занятостью окончанием оперы «Евгений Онегин» и Четвертой симфонии.
Но, буквально через несколько месяцев, весной 1878 года, когда Юргенсон повторил свою просьбу (письмо не сохранилось), на этот раз вызванную созданием Комитета по организации Добровольного флота в России (он был организован 11 апреля 1878 года, 13 апреля объявлено о сборе средств), Чайковский, только что приехав в Каменку, тут же выполнил просьбу издателя. Объяснение находим в письме композитора, взволнованного судьбой русских войск, вынужденных противостоять эскадре английских кораблей в Константинополе. Чайковский написал марш, который получил название «Добровольный флот», а гонорар свой просил перечислить в пользу постройки русского крейсерского флота. Таким образом, события русско-турецкой войны были напрямую запечатлены в творчестве Чайковского.
П. Е. Вайдман