«Дубровский» — опера Э. Направника в четырех действиях (пяти картинах), либретто М. Чайковского по одноименной повести А. Пушкина.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 3 января 1895 г., под управлением автора. В декабре того же года состоялась премьера в Москве, на сцене Большого театра.
«Дубровский» — лучшая и наиболее популярная опера Направника. Сильная сторона ее музыки — лиризм, ясный мелодизм, искренность. Но за пределы лирики в чистом виде композитор выйти не мог. Он сосредоточил внимание на любви Маши и Дубровского; образ борца с несправедливостью, дворянина, временного союзника крепостных, выступающего против своего же сословия, исчез, а остался лишь нежный влюбленный. Ради Маши Владимир отказывается от мести. Верность любви он хранит до конца.
В отличие от повести, Дубровский в опере смертельно ранен и умирает у ног Маши. Весь его образ, начиная с арии I д. «О, дай мне забвенье, родная», выдержан в тонах чувствительного лиризма. То же нужно сказать о Маше. Во многом эти персонажи перекликаются с Татьяной и Ленским, Лизой и Германом — первых картин Евгения Онегина и Пиковой дамы.
Б. Асафьев писал о произведении Направника: «По таким операм всегда легко можно определить, как данная эпоха понимала и принимала и как слышала сочинения композитора, чье влияние сказалось на эклектике, невольно подражающем всему, что популярно и что бытует в данный момент. Именно в своем „Дубровском" Направник отразил музыку Чайковского в меру понимания ее петербургской абонементной публики 90-х годов, минуя все сильное в музыке Чайковского».
Отзыв этот преувеличенно строг, хотя и верен в основе. «Дубровский» сохранил свою привлекательность как для слушателей, так и для артистов, подобно «Демону» Рубинштейна. Подкупают искренность музыки, ее доступность, мастерство композитора. В партии Дубровского выступали многие крупные русские певцы, среди них Н. Фигнер, Л. Собинов, Л. Донской, Д. Смирнов, С. Лемешев, И. Козловский. Опера входила в репертуар ряда отечественных театров, в том числе Большого и Мариинского (Кировского).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Андрей Дубровский (бас)
• Владимир, его сын (тенор)
• Кирилл Петрович Троекуров (баритон)
• Маша, его дочь (сопрано)
• Князь Верейский (бас)
• Исправник (баритон)
• Заседатель (бас)
• Дефорж, француз (тенор)
• Шабашкин, приказный (тенор)
• Егоровна, няня (меццо-сопрано)
• Дворовые Дубровских: Архип (бас), Гришка (тенор), Антон (баритон)
• Таня, горничная Маши Троекуровой (сопрано)
• 1-я дама (сопрано), 2-я дама (контральто)
• Крепостные Дубровских и Троекурова, гости, приказные, разбойники
Действие происходит в начале XIX века в средней России.
Кистеневка, усадьба Дубровских. После долгого отсутствия в родительский дом возвращается Владимир. Старик Дубровский, измученный тяжелой болезнью, признается сыну, что не старость его сломила, а людская несправедливость. Его обидел дворовый генерала Троекурова — соседа, с которым он до этого находился в приятельских отношениях. Дубровский потребовал наказать дерзкого холопа, но генерал в ответ лишь посмеялся над его бедностью. Мало того, чтобы показать свою власть, он подкупил судей и собирается отнять у Дубровских имение и крестьян. Владимир клянется отцу отомстить за поруганную честь. Приехавший Троекуров извещает старого Дубровского, что по решению суда Кистеневка ему более не принадлежит. Однако сосед предлагает мир и даже готов просить прощения. Но гордый старик с негодованием отвергает примирение и гонит Троекурова прочь. Это душевное потрясение оказывается для старого Дубровского роковым, и вскоре он умирает. Крестьяне, вернувшиеся с похорон барина, возмущены тем, что из господского дома несутся хмельные песни. Это развлекаются приказные и заседатель, привезшие решение уездного суда. Владимиру Дубровскому с трудом удается предотвратить расправу. Но затем и сам он не выдерживает. Приняв отчаянное решение, Владимир просит вывести из дома всех своих людей и с помощью дворовых поджигает родительский дом.
Маша, дочь Троекурова, вместе с крестьянскими девушками собирает грибы. Ее горничная Таня ради шутки пугает всех именем Дубровского, который, по слухам, стал главарем шайки разбойников. Но Маша не считает его злодеем; она сочувствует Дубровскому, видя в его судьбе тяжелый укор своей семье. Если б ей довелось встретиться с ним, она постаралась бы искупить родительский грех и вернуть Дубровского к честной жизни. Эти слова слышит сам Дубровский, который следил за девушками, собираясь похитить Машу и тем самым отомстить своему врагу. Но теперь он решительно отказывается от своего намерения — в его душе зарождается глубокое чувство. Разбойники подводят к своему предводителю смертельно напуганного француза Дефоржа. Дрожа от страха, он объясняет Дубровскому, что направляется в имение Троекурова в качестве учителя. Счастливая мысль осеняет Владимира. Он забирает у француза документы и дает ему крупную сумму денег с условием, чтобы тот вернулся на родину. Дефорж с радостью соглашается. Простившись со своими товарищами, с которых берет слово не обижать француза, Дубровский спешит в имение Троекурова.
В доме Троекурова Дубровский-Дефорж музицирует с Машей. Урок пения прерывается появлением хозяина с гостем — князем Верейским. Троекуров рассказывает ему о смелом поступке Дефоржа, который, оставшись один на один с медведем, ничуть не испугался и выстрелом из револьвера убил зверя. Рассказ приводит Машу в восхищение. После отъезда гостя Троекуров сообщает дочери, что князь сделал ей предложение. По мнению Троекурова, это блестящая партия; правда, Верейский староват, зато он богат и умен. Маша умоляет отца отказать князю, угрожает убежать из дома в монастырь. Но Троекуров неумолим. Неожиданно в комнату падает камень, обернутый в записку. В ней учитель обещает помощь девушке. В порыве благодарности Маша понимает, что любит Дефоржа.
В парке Троекурова празднуется помолвка Маши и князя Верейского. Появившийся исправник озабочен: получены сведения, что Дубровский скрывается где-то поблизости. Но Троекуров похваляется, что Дубровский ему не страшен. В танцующем с Машей Дефорже исправник подозревает атамана разбойников. И хотя Троекуров пытается его разуверить, тот решает принять меры. Архип извещает Дубровского, что через час они будут окружены. Но Владимир отказывается бежать — он должен повидать Машу. Оставшись с любимой наедине, Дубровский открывает ей свое имя и свои мечты. Маша, преодолев мгновенный испуг, также признается в своем чувстве. Пронзительный свист возвращает влюбленных к действительности — это товарищи Дубровского вновь напоминают об опасности. Владимир пытается скрыться, но бегство не удается — его смертельно ранят. В отчаянии Маша падает на труп возлюбленного.
История создания
Опера «Дубровский» была завершена композитором в 1894 году. Премьера состоялась 3 (15) января следующего года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Дирижировал автор. Вскоре опера была поставлена во многих городах России и в Национальном театре Праги.
В основе оперы — одноименная повесть А. С. Пушкина (1832). Либретто, написанное М. И. Чайковским (1850–1916), незначительно отличается от литературного первоисточника. Так, встреча Владимира Дубровского с Дефоржем происходит в опере не в гостинице для приезжающих, а в лесу, где француза схватывают разбойники. Или: Дубровский открывает Маше свое имя позднее, нежели в повести, — когда узнает, что она должна стать женой князя Верейского. В либретто существенно изменен только конец повести. У Пушкина Владимир после неудавшейся попытки предотвратить брак Марьи Кирилловны с князем Верейским распускает свою шайку и скрывается за границу. В либретто же, тяжело раненный, он умирает на руках Маши. Несколько иначе, по сравнению с повестью, охарактеризованы главные герои. Пушкинская Марья Кирилловна, будучи обвенчанной с князем, просит Дубровского оставить ее в покое. В опере Маша не скована аристократическими предрассудками. Всецело отдавшись своему чувству, она не соглашается выйти замуж за князя и готова ради любимого бросить дом и отца. Образ Дубровского — бесстрашного мстителя, окутанного в повести ореолом гордой и суровой романтики, обрисован в опере в лирически-чуветвительных тонах.
Музыка
«Дубровский» — лирико-драматическая опера. Хотя она и уступает классическим произведениям русского музыкального театра в жизненном полнокровии, ее прочный успех у слушателей не случаен. Своей популярностью опера обязана выразительности лирики, напевности мелодий, яркой сценичности.
В оркестровом вступлении музыка хоровых эпизодов оперы, скорбная и гневно-протестующая, сопоставлена с элегической мелодией известного романса Дубровского. (Имеется и другой вариант оркестрового вступления, музыка которого вводит в мир лирических чувств Дубровского и Маши.)
Музыкальное развитие в первой картине первого акта ведет от светлых настроений к мрачным. В трио Андрея Дубровского, Владимира и Егоровны «Все радости счастья былого» передано радостное волнение встречи. Эти же чувства воплощены в хоре крестьян «Здравствуй, ты, барин наш», выдержанном в духе величальных песен. Спокойно-задумчивое ариозо старого Дубровского «Кто б верить мог» постепенно проникается душевной болью и гневом; оно завершается полным благородной патетики призывом к отмщению. На мелодии последнего раздела ариозо основан небольшой дуэт Дубровского «Отец, тебе я обещаю». С приездом Троекурова в музыке нарастают тревога и смятение. Заканчивается картина скорбным плачем Егоровны с хором «На кого, отец, покидаешь нас».
Вторая картина представляет собой массовую сцену. Жалобным причитаниям народа «Ох! Схоронили мы» и его возмущенным угрожающим репликам противопоставлена разбитная песенка приказных «Полюби меня, Параша». Горестное раздумье Дубровского — речитатив «Итак, все кончено» сменяется ласково-нежной просветленной мелодией ставшего популярным романса «О, дай мне забвенье, родная», выдержанной в плавном ритме колыбельной. Песня приказных «Ах вы, сени» совершает перелом в чувствах Дубровского. Бурно устремленная музыка его ариозо «Теперь мой дом» завершает картину. Второй акт состоит из двух разделов: первый содержит характеристику Маши, второй — сцену Дефоржа с разбойниками. Романс Маши «В светлом молчанье» овеян мечтательным настроением. За ним следует хор девушек «Посмотрите, барышня», полный наивного простодушия и беспечности. Второй хор девушек, «Ох, не березонька» близок к народным протяжным песням. Мелодия страстно-взволнованного ариозо Маши «О, если б с ним я повстречалась» вновь звучит в ариозо Дубровского «Сейчас еще». В сцене с разбойниками сопоставление хоровых реплик, проникнутых бесшабашной силой, с жалобными фразами Дефоржа создает юмористический эффект. Завершает сцену беззаботная французская песенка Дефоржа. Заключительные фразы Дубровского основаны на мелодии его предыдущего ариозо.
Оркестровое вступление к третьему акту, основанное на страстной мелодии любви, контрастно оттеняет мягкий, изящный по мелодическому рисунку вокализ Маши, родственный песням-романсам начала XIX века. Несколько утонченный по стилю французский романс Дубровского «Никогда не видеть» (иносказательное признание в любви) окрашен в тона задумчивой грусти. Его мелодия повторяется в дуэте Маши и Дубровского, следующем за квартетом «Что с ней». В квартете выражено охватившее Машу и Дубровского волнение любви (другие участники квартета — Троекуров и князь). Сцена Троекурова с дочерью драматична; в партии Маши слышится вначале мольба, затем — отчаянная решимость. Завершается акт пылким восторженным ариозо Маши «Но кто же он».
В четвертом акте праздничной массовой сцене противопоставлена интимно-лирическая, завершаемая драматической развязкой. Торжественный хор гостей и крестьян «Здоровье нареченных!» сменяется русской пляской. После ариозо Троекурова «Я вижу, вы» действие вновь развертывается на фоне танцев — контрданса и полонеза. Поэтичный ноктюрн для струнного оркестра, живописующий спокойный парк лунной ночью, переключает действие в сферу интимных переживаний. В развернутой сцене Маши и Дубровского воплощены различные оттенки чувств от тихой нежности до восторженного упоения счастьем. В начале следующей сцены Дубровский поет мелодию ариозо Маши из второго акта «О, если б с ним я повстречалась» (воскрешая в памяти девушки слова, произнесенные ею в лесу). Диалог Маши и Дубровского «Владимир! Боже мой!» полон горя и отчаяния. Их последний дуэт «Час примиренья» звучит просветленно.
М. Друскин