В искусстве есть вечные образы, которые сопровождают человечество с древнейших времен, веками не теряя своей притягательности. Один из этих образов – ундина, существо в образе прекрасной девы, олицетворяющее водную стихию. Этот образ был особенно любим в эпоху романтизма – особенно после того, как в 1811 г. немецкий писатель Фридрих де ла Мотт Фуке воплотил его в повести «Ундина», трактовав его в духе романтической мечты о недостижимом идеале. В XIX столетии этот сюжет очаровывал многих композиторов – от Эрнста Теодора Амадея Гофмана до Петра Ильича Чайковского – положивших повесть в основу опер, создавались и балеты. Например, Цезарь Пуни создал музыку к двум балетам на этот сюжет – «Наяда и рыбак» Жюля Перро и «Коралия» Поля Тальони… Мы расскажем о произведении Карла Рейнеке, вдохновленном пленительным образом Ундины.
Имя немецкого композитора Карла Рейнеке сегодня нельзя причислить к наиболее знаменитым, но когда-то он принадлежал к числу весьма известных музыкантов своего времени. Количество произведений, созданных им, превышает две сотни, среди них – четыре симфонии, несколько инструментальных концертов, множество фортепианных и камерно-инструментальных сочинений… Но сам Рейнеке оценивал результаты своего труда объективно – и скромно: «Я совсем не блестящий композитор… мне нечего возразить, когда меня называют эпигоном». И все же два произведения Карла Рейнеке выдержали испытание временем. Примечательно, что оба они предназначены для флейты – Концерт для флейты с оркестром и Соната для флейты ми-минор «Ундина», созданная в 1885 г.
Программная соната – сама по себе явление достаточно редкое, да и флейтовые сонаты не так многочисленны, как фортепианные или скрипичные. Но именно флейта с ее хрупким звучанием могла воплотить ирреальный в своей нежности образ Ундины – именно этот инструмент композиторы-романтики использовали очень часто в эпизодах, связанных с образами утонченной женской красоты и мечтами о возвышенном идеале.
В первой части – Allegro – представляется образ главной героини. Такое содержание не предполагает конфликтности между темами экспозиции – они дополняют друг друга, как две стороны одной души. Главная партия характеризует Ундину как существо, связанное с водой – и флейтовую партию, и фортепианную фактуру пронизывают причудливо «струящиеся» гармонические фигурации – подобные приемы нередко использовались композиторами XIX столетия для создания образа водной стихии (можно вспомнить, например, тему Рейна из «Кольца нибелунга» Рихарда Вагнера). Утонченная, прозрачная тема основывается на устойчивой гармонии, но в нее вторгается щемящая тритоновая интонация, передающая тоску и томление Ундины, мечтающей о любви, о человеческой душе. Это чувство в полной мере раскрывается в побочной партии с ее жалобными секундовыми интонациями. В динамичной разработке, требующей большого мастерства и от флейтиста, и от пианиста, развиваются обе темы, украшаясь пассажами и трелями. Развитие приводит к мажорному ладу, но в коде возвращается минор.
Часть вторая – Intermezzo. Allegretto vivace – скерцо, раскрывающее дальнейшее действие: Ундина, желая приблизиться к людям, становится приемной дочерью рыбака и живет в его семье как «дитя, проказливое с виду и… робкое чуть-чуть». По жанровым признакам это скерцо, но вместо традиционной для скерцо сложной трехчастной формы композитор использует форму рондо. В рефрене, обозначенном автором как Интермеццо, разворачивается оживленный диалог между флейтой и фортепиано, интонационно перекликающийся с фигурациями из главной партии первой части. Между тремя проведениями рефрена располагаются два эпизода. Первый из них – в маршевом пунктирном ритме – создает образ благородного рыцаря Хильдебранда, возлюбленного Ундины. Во втором эпизоде появляется еще одна тема, производная от главной партии первой части – но более напевная и протяженная, чем рефрен, ее можно считать темой любви Ундины.
Тема первого эпизода получает развитие в крайних разделах третьей части – Andante tranquillo. Приобретая напевность, она наполняется лирическим чувством (после свадебного обряда Хильдебранд и Ундина остаются наедине). Лиричности крайних разделов трехчастной формы контрастирует средний с его более быстрым темпом (Molto vivace) и беспокойным триольным движением (Ундина открывает супругу свою истинную сущность).
Кульминацией сонаты становится четвертая часть – Finale. Allegro molto agitato ed appassionato. Здесь обрисованы самые драматичные события повести: измена Хильдебранда, его гибель от последнего поцелуя Ундины и превращение героини в ручей у могилы возлюбленного. Тритоновая интонация, намеченная в первой части, здесь определяет облик главной партии, передающей отчаяние героини. Те же чувства воплощены и в ритмически близкой ей побочной партии. Напряженность чувств подчеркивается тональной неустойчивостью, сохраняющейся на протяжении всего финала. В момент кульминации развитие обрывается генеральной паузой, символизирующей смерть Хильдебранда. Но в коде возвращается тема любви Ундины из второй части – она уверенно звучит в ритмическом увеличении, в светлом ми мажоре, провозглашая победу любви над предательством и смертью, соната завершается оптимистично, несмотря на трагическую развязку.