«Пещера» (фр. La caverne) — музыкальная драма Ж. Ф. Лесюэра в 3 действиях, либретто П. Дерси (Пала) по роману А. Р. Лесажа «Похождения Жиль-Бласа из Сантильяны».
Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 16 февраля 1793 г.; в России — Петербург, силами французской труппы, 1805 г.; на русской сцене — там же, Большой театр, 29 июля 1818 г. (под названием «Пещера Драконовой скалы»).
Произведение Лесюэра, претворяющее один из эпизодов известного романа Лесажа, относятся к ярчайшим образцам «оперы спасения». Построение его близко к мелодраме. В либретто история бегства Жиль-Бласа и спасенной им дамы драматизировано, обогащено в фабульном отношении. Соответственно заглавию основное действие происходит в пещере, а параллельное развертывается снаружи.
Разбойники, напав на путешественников, захватили молодую Серафину, дочь графа Альвара де Гусмана. Муж ее, Альфонс, по-видимому, убит в стычке. В подземной пещере, пристанище разбойников, находится их пленник Жиль-Блас — слуга Альфонса. Атаман шайки Роландо полюбил Серафину и ограждает ее от наглых приставаний своих товарищей, и в особенности Рустана. Серафина не знает, что муж жив; между тем он под видом слепого бродячего музыканта блуждает возле пещеры, напевая песню, знакомую его жене (ситуация навеяна «Ричардом Львиное Сердце» Гретри). Разбойники приводят Альфонса в пещеру. Серафина узнает его по голосу, но скрывает свое волнение; разбойникам же слепой кажется подозрительным. Однако внимание их отвлекает известие о побеге Жиль-Бласа: безопасность шайки строилась на том, что их жертвы не выходили из пещеры живыми. Альфонс и Серафина, оставшись одни, обнимают друг друга. Новая опасность: Рустан пытается насильно овладеть Серафиной, и только появление Роландо спасает ее от бесчестия. Рустан решает вместе с некоторыми членами шайки захватить главенство, убить Роландо, а заодно и бродячего музыканта. Разговор об этом подслушивает старая Леонарда, выполняющая у разбойников обязанности хозяйки, и предупреждает атамана. Из беседы с Серафиной Роландо (его настоящее имя дон Жуан) узнает, что она его сестра, которую он не видел много лет. Жиль-Блас приводит к пещере друзей своего хозяина. Между ними и разбойниками, возглавляемыми Рустаном, происходит сражение. Ожесточенная битва заканчивается разгромом злодеев.
Музыка Лесюэра передает драму героев, атмосферу действия, напряженность ситуаций. Если начало оперы (после увертюры) — ария Серафииы, песни Жиль-Бласа и Леонарды — выдержано в миноре, то хор разбойников энергичен, жив, бравурен. Песня, которую поет Альфонс в лесу над пещерой, исполнена меланхолии. Драматически напряженна музыка второго действия, передающая остроту борьбы и опасность, грозящую героям.
На этот же сюжет написана опера Н. Далейрака, а также опера Л. В. Маурера, которая в 1819 г. была поставлена на русской сцене под названием «Жиль-Блас в вертепе разбойников».
А. Гозенпуд