Diabelli Variations, Op. 120
Наполеоновские войны оставили на Австрии тяжелый след – немало вдов и сирот появилось в стране. Для оказания материальной помощи этим несчастным организовывались различные благотворительные акции. Не остался в стороне и Антон Диабелли – австрийский композитор и музыкальный издатель. Задуманный им благотворительный проект предполагал издание произведения, созданного совместными усилиями множества композиторов. К участию в проекте Диабелли привлек многих современников, среди которых были Карл Черни, Ян Вацлав Воржишек, Франц Ксавер Моцарт, Антон Хальм и даже Ференц Лист, которому в то время – в 1819 г. – было всего восемь лет. Этим и многим другим композиторам Диабелли разослал ноты своего вальса, на мелодию которого им надлежало написать вариации.
Получил этот вальс и Людвиг ван Бетховен, который нередко сотрудничал с Диабелли как с музыкальным издателем. Поначалу идея не вызвала у композитора энтузиазма – слишком уж простым и скучным, примитивным даже показался ему вальс Диабелли. Но затем Бетховен все-таки решил поучаствовать в задуманном издателем проекте – может быть, его привлекла возможность приложить руку к столь благому делу, а может, сама по себе тема представилась ему своеобразным «вызовом»: обработать с блеском тему, не отличающуюся особыми музыкальными достоинствами, способен не каждый композитор! А в результате в 1823 г. родилось монументальное произведение, ставшее поистине достойным завершением творчества Бетховена в области фортепиано соло – «33 вариации на вальс Диабелли».
Вариационный цикл не имеет очевидных признаков единства формы, но каждая из составляющих его вариаций сохраняет связь с темой. Бетховен использует здесь наиболее сложные, тонкие и смелые приемы варьирования. Тема подвергается разнообразным жанровым трансформациям. Первая вариация представляет собою торжественный марш, вторая и девятая – скерцо. Тринадцатая – бурлеска, а четырнадцатая – похоронный марш, но необычный, излагаемый в мажоре. Есть в цикле и фугетта в лице двадцать четвертой вариации, и сарабанда – двадцать девятая, и очень выразительное Largo – тридцать первая вариация. Завершается вариационный цикл фугой в быстром темпе и менуэтом. Сохраняя метрическую структуру незамысловатой темы Диабелли, Бетховен продемонстрировал на ее основе немалое число жанров своей эпохи.
Издание, которое замыслил Антон Диабелли, вышло в 1823-1824 гг. в двух томах, один из которых включал вариации Бетховена, а другой – всех остальных композиторов, принявших участие в благотворительном проекте. Бетховен же пометил на эскизе своих «33 вариаций» – «Не писать больше ничего для фортепиано или только по заказу». «33 вариации на вальс Диабелли» стали в его фортепианном творчестве «эффектной точкой».