Heinrich Marschner
Генрих Август Маршнер (16 VIII 1795, Циттау — 14 XII 1861, Ганновер) — немецкий композитор и дирижёр. В 1811-16 обучался композиции у И. Г. Шихта. В 1827-31 дирижёр в Лейпциге. В 1831-59 придворный капельмейстер в Ганновере. Как дирижёр боролся за национальную самостоятельность немецкой музыки. В 1859 вышел в отставку в звании генерал-музик-директора.
Виднейший представитель раннего этапа музыкального романтизма, один из популярнейших немецких композиторов своего времени, Маршнер развивал традиции К. М. Вебера, явился одним из предшественников Р. Вагнера. Оперы Маршнера основаны преимущественно на средне-вековых сюжетах и народных сказаниях, в которых реалистические эпизоды переплетаются с элементами фантастики. Близкие по форме к зингшпилю, они отличаются стройностью музыкальной драматургии, стремлением к симфонизации оркестровых эпизодов, психологической трактовке образов. В ряде произведений Маршнер широко использует фольклорные мелодии.
К лучшим оперным сочинениям композитора относятся «Вампир» (поставлена в 1828 году), «Храмовник и еврейка» (поставлена в 1829 году), «Ганс Гейлинг» (поставлена в 1833 году). Кроме опер, при жизни Маршнера широкую популярность получили его песни и мужские хоры.
Сочинения:
оперы (даты постановок) — Сайдар и Зулима (1818), Лукреция (1826), Невеста сокольничьего (1830), Замок на Этне (1836), Бебу (1838), Король Адольф Нассауский (1845), Аустин (1852), Хьярне, король пения (1863); зингшпили; балет — Гордая крестьянка (1810); для оркестра — 2 увертюры; камерно-инструментальные ансамбли, в т.ч. 7 фортепианных трио, 2 фортепианных квартета и др.; для фортепиано, в т.ч. 6 сонат; музыка к драматическим спектаклям.
M. M. Яковлев
Генрих Маршнер следовал преимущественно по пути романтических произведений Вебера. В операх «Вампир» (1828), «Рыцарь и еврейка» (по роману «Айвенго» Вальтера Скотта, 1829), «Ганс Гейлинг» (1833) проявилось яркое музыкально-драматическое дарование композитора. Некоторыми особенностями своего музыкального языка, в частности использованием хроматизмов, Маршнер предвосхитил Вагнера. Однако даже его наиболее значительным операм присущи эпигонские черты, утрированная театральная эффектность, стилистическая пестрота. Усилив фантастические элементы веберовского творчества, он утратил органическую связь с народным искусством, идейную значительность, силу чувства.
В. Конен