«Поэт в России – больше, чем поэт», – эта истина известна давно. Поэтически одаренная личность для нас – не просто стихотворец, это и «совесть нации», и носитель идеалов, и своеобразное лицо эпохи, в которую поэту выпало жить. А если эта личность – еще и женщина, любящая супруга и мать, которой судьбой назначено жить в тяжелые времена? Судьба такой поэтессы сама по себе может стать сюжетом художественного произведения. Мы расскажем об опере современного российского композитора Леонида Павловича Клиничева «Анна», повествующей о выдающейся отечественной поэтессе – Анне Андреевне Ахматовой.
Опера «Анна» является частью триптиха, в который наряду с нею входят оперы «Страсти по Марине» и «Зинаида». Все три оперы посвящены русским поэтессам – «декадентской мадонне» Зинаиде Гиппиус, Марине Цветаевой, трагически ушедшей по собственной воле, и Анне Ахматовой – той самой поэтессе, которая столько времени провела в тюремных очередях, и когда кто-то в такой очереди «опознал» ее, некая женщина – быть может, впервые услышавшая имя поэтессы – спросила Анну Андреевну, сможет ли она описать то, что происходит сейчас… Такую историю Ахматова поведала в предисловии к своему «Реквиему», ставшему, быть может, самым пронзительным художественным «свидетельством» своего времени. И если Зинаида Гиппиус стала «женским лицом» Серебряного века, то Анну Ахматову с полным правом можно назвать «женским ликом» эпохи сталинских репрессий.
Конечно, не только страдания были в жизни Анны Горенко – именно так именовалась она от рождения, пока не взяла себе поэтический псевдоним Ахматова. Было и счастливое детство в Царском селе, где она росла, как подобает благовоспитанной барышне из семьи потомственных дворян, были летние поездки в Севастополь, где юная Анна заслужила прозвище «дикая девочка», разгуливая без туфелек и шляпы и бросаясь в море с лодки. Была любовь и счастливая свадьба, путешествия в Европу, еще не опаленную огнем Первой мировой войны, материнство. Но счастливые дни безвозвратно ушли в прошлое: расстрелян супруг, сын арестован…
В опере Клиничева публика не видит этих событий – повествование о них вложено в уста самой героини, ведь композитор обратился к жанру монооперы. В России этот жанр имеет богатую традицию – можно назвать такие произведения, как «Записки сумасшедшего» Юрия Марковича Буцко, «Письмо незнакомки» Антонио Эммануиловича Спадавеккиа, «Нежность» Виталия Сергеевича Губаренко, «Дневник Анны Франк» Григория Самуиловича Фрида. Именно моноопера с ее интимной камерностью позволила в полной мере раскрыть тайники души героини – поэтессы, женщины, жены, матери. В прозаическое автобиографическое повествование, основанное на дневниковых записях поэтессы, вплетаются стихи Анны Ахматовой. Но чем ближе к концу произведения, тем более краткими становятся поэтические фрагменты – словно мир рушится перед глазами поэтессы. Но героиня не утрачивает мужества: «Я не могу опомниться, это наваждение, но я не хочу, чтобы это был сон», – говорит она.
В структуре монооперы выделяются два раздела. Первый раздел – это повествование о счастливых для героини временах детства и юности, о свадьбе и свадебном путешествии. В этом разделе важную роль играют вальсовые ритмы, подчеркивающие одновременно и светскую «благовоспитанность» юной Анны, и ее внутреннюю свободу. Из вальсовых ритмов вырастают многочисленные лейтмотивы – рода, портрета, перстня-талисмана, доставшегося от «бабушки-татарки». Один из вальсовых эпизодов – блестящий, с виртуозными пассажами – живописует море. С воспоминаниями о поездке в Париж связывается ритм тарантеллы, легкость которого характеризует легкомысленную довоенную жизнь французской столицы.
Начало второго раздела («Мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне войны и Октябрьской революции») отмечено «набатным звоном» в оркестре, сопровождающим музыкальную речь героини. Возникают тревожные хроматические «взлеты», интонации, сочетающие черты маршевости и скерциозности. Вновь возникает образ морской стихии – но теперь она становится аллегорией тех «штормов», которые охватили страну (арпеджированное движение по хроматическим аккордам сопровождается напряженным тремоло). В противоположность этому «бурному морю» сон героини, предвещающий гибель мужа (муж во сне приходит домой в лохмотьях и подает ей платок, чтобы она могла утереть слезы) поражает своей статичностью, мертвенной застылостью, которая достигается остинатным повторением трех кратких мотивов. Кульминация оперы – финальный эпизод «Колокола»: мощь колокольных звучностей говорит о том, что дух героини не сломлен страданиями.
Премьера оперы «Анна» состоялась во Владикавказе в 2009 г. В 2016 г. опера вошла в репертуар Мариинского театра.