«Erzherzog-Trio» (B-dur), Op. 97
Фортепианные трио Бетховена:
3 трио op. 1: Es-dur; G-dur; c-moll
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели, «Gassenhauer», B-dur, op. 11
2 трио op. 70: D-dur; Es-dur
Трио B-dur op. 97
Фортепианное трио № 7 си-бемоль мажор относится к концу среднего периода творчества Людвига ван Бетховена, композитор создал его в 1811 г. Оно стало одним из наиболее часто исполняемых бетховенских камерных сочинений. Трио известно под заглавием «Эрцгерцог», поскольку композитор посвятил его своему высокопоставленному ученику и благодетелю – эрцгерцогу австрийскому Рудольфу, младшему сыну императора Леопольда II, который с шестнадцатилетнего возраста обучался у Бетховена композиции и фортепианной игре.
Огромная социальная дистанция не препятствовала дружеским отношениям учителя и ученика: Бетховен, который никогда не отличался почтительным отношением к аристократии, терпеливо сносил все те светские условности, которые он вынужден был соблюдать, являясь на очередной урок (проходить мимо множества лакеев, обращаться к ученику «Ваше Высочество» и т. д.), в свою очередь высокопоставленный ученик с пониманием относился к тому, что учитель время от времени отменял занятия, поскольку был занят сочинением музыки.
Наряду с другими аристократами-меценатами Рудольф выплачивал Бетховену денежную субсидию – и продолжал это делать тогда, когда другие меценаты уже перестали материально поддерживать композитора. Учитель и ученик посвящали друг другу музыкальные произведения. Но если Сорок фортепианных вариаций на тему песни Бетховена «К надежде», подписанные прозрачным псевдонимом «R:E:H» («Рудольф, эрцгерцог фон Габсбург»), ныне забыты, то четырнадцать творений Людвига ван Бетховена, посвященные Рудольфу, и сегодня любимы исполнителями и публикой, и одно из них – Фортепианное трио № 7.
Произведение являет собою замечательный образец бетховенского «большого стиля». Это масштабное полотно словно преодолевает границы камерного жанра, приближаясь к симфонической или концертной композиции – не случайно композитор здесь отдает предпочтение четырехчастному циклу. Тематическая разработка отличается особой широтой, фактура – гибкостью и тщательностью отделки деталей. Композитор использует разнообразные средства инструментального письма, а построение ансамблевой ткани основывается на равнозначности всех инструментов, на их диалогическом воздействии – вопреки обыкновению эпохи, бетховенское Трио нельзя назвать произведением «для фортепиано с сопровождением». Камерный ансамбль, в котором скрипка и виолончель достигают равного положения с фортепиано, для начала XIX столетия был серьезным достижением.
С самого начала первой части – Allegro moderato – музыка поражает значительностью и благородством тематических очертаний (кажется, что даже если бы композитор не был знаком с эрцгерцогом Рудольфом и не посвятил ему Трио, ему все равно подошло бы столь аристократическое заглавие – «Эрцгерцог»). В противоречие с этой значительностью не вступает даже лирическая природа главной партии, излагать которую начинает, фортепиано – к нему постепенно присоединяются струнные, между которыми возникает своеобразный небольшой, но «пышный» дуэт, после чего они вновь объединяются с фортепиано. По мере развития музыкального материала звучание приобретает некоторую взволнованность, но благородная сдержанность чувств и изысканный тон высказывания сохраняются на протяжении всей первой части.
Часть вторая – Scherzo: Allegro – светлое, безмятежное скерцо. Его изящно «пританцовывающую», игривую тему начинают скрипка и виолончель, чуть позднее присоединяется фортепиано. Более таинственным выглядит средний раздел скерцо – трио с его хроматизмами.
Часть третья – Andante cantabile, ma pero con moto – вариации на очень серьезную и сосредоточенную ре-мажорную тему.
За третьей частью без перерыва следует финал – Allegro moderato. Presto – написанный в форме рондо. Заключительная часть исполнена ощущения счастья и наслаждения жизнью.
Первое исполнение Фортепианного трио № 7 си-бемоль мажор состоялось весной 1814 г. Его представили публике скрипач Игнац Шуппанциг, виолончелист Йозеф Линке и сам Бетховен. По воспоминаниям композитора и скрипача Людвига Шпора, «в forte бедный глухой так стучал по клавишам, что звякнули струны, а piano играл так тихо, что целые куски не были слышны». Премьера трио стала последним публичным выступлением Бетховена-пианиста – в дальнейшем прогрессирующее снижение слуха уже не позволяло ему концертировать.
Трио «Эрцгерцог» исполняли и неоднократно записывали лучшие музыканты мира, в том числе те, кого называли «трио на миллион долларов» – пианист Артур Рубинштейн, скрипач Яша Хейфец и виолончелист Эммануэль Фойерман, а также Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович и Вильгельм Кемпф. Подобно многим другим бетховенским творениями, Трио «Эрцгерцог» удостоилось упоминания в художественной литературе: в романе современного японского писатели Харуки Мураками «Кафка на пляже» герои слушают это произведение.