«Ариана и Синяя Борода» (фр. Ariane et Barbe-bleue) — опера в 3 актах Поля Дюка, либретто композитора по одноименной пьесе М. Метерлинка.
Премьера: 10 мая 1907 года, Париж, «Опера-Комик».
Герцог Синяя Борода… мрачный образ этого жестокого и таинственного женоубийцы уже не одно столетие привлекает к себе внимание, не прошли мимо него и композиторы. В музыкальном искусстве сюжет страшноватой французской сказки получал разнообразное истолкование – от психологической углубленности в опере Белы Бартока до откровенной насмешки в оперетте Жака Оффенбаха. Одна из самых неожиданных интерпретаций мрачной средневековой легенды представлена в опере французского композитора Поля Дюка «Ариана и Синяя Борода».
Со студенческих лет Поль Дюка был связан узами дружбы с Клодом Дебюсси. При всем различии творческого облика этих композиторов между ними можно усмотреть нечто общее – например, то, что в оперном жанре оба они обратились к творчеству Мориса Метерлинка: Дебюсси создал оперу «Пеллеас и Мелизанда», а внимание Дюка привлекла пьеса «Ариана и Синяя Борода». Бельгийский драматург и сам рассматривал это произведение как возможную основу оперного либретто и предоставил право на использование пьесы в таком качестве Эдварду Григу. Однако норвежский композитор от этой идеи отказался, и тогда Метерлинк предложил пьесу Полю Дюка. Французский композитор был впечатлен «Арианой», прочитав ее вскоре первой публикации, теперь же – после отказа Грига – ничто не мешало дать ей музыкальное воплощение, и в 1899 г. Дюка приступил к работе над оперой.
Особое место пьесы в творчестве Метерлинка подчеркивается тем, что пять жен героя носят имена героинь его предыдущих пьес – есть среди них и Мелизанда (ее появление Дюка сопроводил краткой цитатой из оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», премьера которой состоялась в период работы Дюка над оперой). Имя заглавной героини – шестой и последней жены Синей Бороды – отсылает к Ариадне, героине мифа о лабиринте Минотавра. Фактически, она сочетает функции Ариадны и Тезея: герой древнегреческого мифа освободил юношей и девушек из лабиринта Минотавра, а Ариана задается целью освободить жен Синей Бороды, не веря в то, что они мертвы. Но значение имеет не только эта цель – героине кажется привлекательной сама идея нарушения запрета на открытие седьмой двери в замке. Ей удается достичь поставленной цели – Ариана выводит жен герцога из темного склепа, где они томятся уже давно. Но не случайно пьеса Метерлинка имеет подзаголовок «Тщетное освобождение»: ни одна из жен не желает покидать замок – все они предпочитают остаться со своим супругом, жестоко избитым взбунтовавшимися крестьянами, Ариана уходит из замка одна, сопровождаемая лишь своей преданной служанкой.
Опера Дюка, воспроизводя сюжет пьесы Метерлинка, во многом отличается от литературного источника. Хотя пьеса заинтересовала композитора, некоторые ее моменты вызывали у него скептическое отношение – он иронизировал по поводу «бедняжки Арианы», которой другие жены Синей Бороды «мило дали понять, что мир жаждет не столько свободы, сколько достатка» (свобода представляется этим дамам слишком эфемерным понятием, чтобы ради нее можно было бросить богатого и привлекательного мужчину).
В символистской пьесе бельгийского драматурга Ариана выглядит аллегорической фигурой, в опере же это живая женщина – сильная духом, готовая к непримиримой борьбе («Счастье, которого я хочу, не может расцвести в тени», – эти слова Арианы прекрасно характеризуют ее). Современники композитора усматривали в опере сходство с «Пеллеасом и Мелизандой», и многие черты музыкального языка действительно роднят оперу с творениями Дебюсси – живописная оркестровка, красочная гармония, однако оперная драматургия позволяет провести параллели с творчеством другого композитора – Рихарда Вагнера, прежде всего с «Тристаном и Изольдой». Подобно Вагнеру, Поль Дюка симфонизировал оперу, используя систему лейтмотивов. Наиболее впечатляющими страницами произведения можно назвать хоровые сцены, в особенности финал первого акта – хор, прославляющий солнечный свет в момент, когда Ариана открывает двери склепа, где томятся жены герцога.
Приступив к работе над оперой «Ариана и Синяя Борода» в 1899 г., Поль Дюка писал ее достаточно долго – в течение семи лет, и завершил в 1906 г. Театр Opéra-Comique впервые представил ее публике в 1907 г. Реакция зрителей была благосклонной, но не более того – «Саломея» Рихарда Штрауса, парижская премьера которой состоялась в том же году, произвела на французскую публику гораздо большее впечатление. Через некоторое время после мировой премьеры опера была представлена в Вене, где вызвала большой интерес у Арнольда Шёнберга и его последователей. Вскоре состоялись спектакли в Германии и Италии.
Оперу высоко оценил Артуро Тосканини, под управлением которого она трижды исполнялась в Нью-Йорке. Английский дирижер Томас Бичем, дирижировавший постановкой «Арианы» в лондонском театре «Ковент-Гарден» в 1937 г., называл ее одной из лучших лирических драм ХХ столетия. Однако нигде опера не заняла прочного места в репертуаре и на долгие годы была забыта. Новая жизнь оперы началась в конце ХХ века: в 1990 г. она была поставлена в Парижском театре «Шатле», а в 1997 г. – в Гамбурге.