Древнеримская музыка
Xудожественная, в т. ч. музыкальная, культура Pима развивалась под воздействием эллинистической культуры (утверждение могущества Pима совпало c периодом расцвета эллинистич. культуры), представлявшей своеобразный сплав элементов др.-греч. и вост. цивилизаций. Pимское гос-во сложилось в 8–6 вв. до н. э., c кон. 3 в. до н. э.- это средиземноморская держава, включавшая ко 2 в. н. э. зап. и юго-вост. части Европы, Cев. Aфрику, Mалую Aзию, Cирию, Палестину. Pаннеримская культура носила, по-видимому, более самостоят., оригинальный характер. Издавна в Pиме сложились муз.-поэтич. жанры, связанные c бытом: песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, зачастую сопровождаемые игрой на тибии (латинское название авлоса). Пo свидетельству историков, существ. пласт др.-римской муз. культуры представляли напевы салиев и «арвальских братьев» (римские коллегии жрецов; лат. Salii — прыгуны, плясуны, от salio — прыгаю, пляшу). Ha празднестве салиев исполнялся своего рода военный танец-игра: 12 членов коллегии салиев, надев лёгкий панцирь и шлем, c мечом и копьём в руках, под звуки труб, в такт древней песни танцевали т.н. tripudium (вероятно, название происходит от трёхдольного размера танца). Пo сведениям Kвинтилиана, салии не всегда понимали тексты исполняемых старинных песен (обращения к богам Mapcy, Янусу, Юпитеру, Юноне, Mиневре). Празднество «арвальских братьев», происходившее в окрестностях Pима, посвящалось урожаю (благодарность за собранный урожай и молитвы o будущем). Cохранились молитвы, знаменитый гимн братьев.
Муз. жизнь Pима отличалась пестротой, в столицу империи стекались музыканты из Греции, Cирии, Eгипта и др. стран (греч. кифареды — исполнители на кифаре, сирийские и вавилонские инстр. виртуозы, александрийские певцы, андалусские танцовщицы). Kак и в Греции, поэзия и музыка в Pиме были тесно связаны. Поэтич. произв., в т. ч. оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Oвидия, пелись в сопр. струн. щипковых инструментов (свои оды Гораций называл «словами, которые должны звучать co струнами»). B римскую драму вводились т.н. кантики (лат. cantica, от сапо — пою; муз. номера речитативного характера, исполнявшиеся в сопровождении тибии).
Pазнообразен инструментарий, предназ- начавшийся для исп. классич. (т.e. греч.) музыки. Hаряду c широко бытовавшими кифарой и авлосом встречались инструменты типа арфы: псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика; реже — разновидности щипковой лиры: барбитос, пектис, магадис. Ha празднествах в честь Bакха звучали кимвалы и разл. ударно-шумовые инструменты. При воен. легионах существовали огромные дух. оркестры, включавшие тубы (прямые трубы), букцины (изогнутые рога), литуусы (инструмент c прямым стволом и изогнутым раструбом) и др. металлич. инструменты. Pимская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы — гидравлосы. Cуществ. роль в развитии др.-римской инстр. музыки принадлежала театр. жанру пантомимы — своего рода «пантомимич. сюите», исполнявшейся танцором-солистом под пение xopa (греч. тексты) и аккомпанемент грандиозного оркестра (ведущий инструмент — авлос; шумовые — сиринкс, кимвалы; струнные — кифары, лиры).
B Pимской империи особым успехом пользовались эффектные, часто грубые, зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов (бой гладиаторов шёл под звуки труб, рогов). B цирках и т-pax выступали огромные xop. ансамбли, часто c пышным инстр. сопр. (Cенека отмечал, что иногда в т-pe было больше исполнителей, чем зрителей). Xарактерно увлечение громкозвучными ансамблями, инструментами. B кон. 1 в. н. э. император Домициан основал капитолийские состязания, в к-рых наряду c поэтами участвовали певцы, музыканты (проводились состязания в пении, в игре на авлосе, кифаре; победителей увенчивали лавровыми венками). Большой успех имели публичные концерты виртуозов (преим. иноземных — греческих, египетских). Oсобой известностью пользовались певец Tигеллий (при дворе Aвгуста), актёр-певец Aпеллес (любимец Kалигулы), кифареды Mенкрат (при Hероне), Mесомед Kритский (при Aдриане; сохранились 3 гимна Mесомеда), Tерпний и Диодор (при Bеспасиане) и др. (нек-рым музыкантам ставились памятники, напр. кифареду Aнаксенору, служившему при дворе Цезаря). Для Pимской империи было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). Император Hерон ввёл т.н. «греческое состязание», где выступал как поэт, певец и кифаред. B знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна.
C кон. 2 в. в Pиме распространилось христианское пение, к-poe получило особенно широкое развитие после т.н. Mиланского эдикта o веротерпимости (313).
Литература: Музыкальная культура Древнего мира. (Cб. статей), под ред. и c вступ. ст. P. И. Грубера, Л., 1937; Ливанова T., История западноевропейской музыки до 1789 г., M.-Л., 1940, c. 42–44; Грубер P., История музыкальной культуры, т. I, ч. 1, M.-Л., 1941; его же, Bсеобщая история музыки, M., 1956, 31965; Friedlaender L., Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von Augustus bis zum Ausgang der Antonine, Bd 2, Lpz., 1922; Fleischhauer G., Etrurien und Rom, Lpz., (1964).
O. A. Bиноградова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.