Алма-Ата (до 1921 — Верный) — столица Казахской ССР (с 1929), научный и культурный центр республики. Музыкальная жизнь города в дореволюционный период ограничивалась гл. обр. т.н. благотворительными концертами (в основном для привилегированной публики), устраивавшимися Обществом любителей драматических искусств (орг. в 1885) в Доме дворянского собрания (иногда с участием приезжих артистов).
Со 2-й половины 19 в. культурная жизнь оживляется в связи с приездами русских учёных — исследователей Центральной Азии, проникновением прогрессивной русской общественной мысли. В начале 20 в. зарождается музыкальная и театральная городская культура. В 1900 были созданы: тат.-казах. самодеятельная театр. группа, к-рая ставила сценки из нар. быта (артистами были приказчики, учителя, гимназисты и др.), любительский струн. оркестр, выступавший в городском саду, на гуляньях. Изредка гастролировали небольшие труппы рус. и укр. артистов.
В 1918 с установлением Советской власти музыкальная жизнь города начинает интенсивно развиваться, особое внимание уделяется казах. иск-ву. В 1919 впервые был проведён областной слёт казах. акынов, на к-ром выступили впоследствии выдающиеся сов. акыны Джамбул Джабаев и Кенен Азербаев (ими были исполнены первые казах. муз. произв. на темы революции). Митинги и собрания в эти годы завершались обычно концертами, на к-рых выступали казах., рус. и уйгур. самодеятельные певцы и музыканты. В 1-е десятилетие Сов. власти в А.-А. были созданы: рус. самодеятельный революц. т-р, полупрофессиональный муз. т-р, самодеятельный хор красноармейской и народной песни, оркестры струн. и нар. инструментов. По инициативе театр.-муз. секции Обл. отдела нар. образования были пост. оперы «Запорожец за Дунаем» (1919, на укр. яз.) и «Евгений Онегин» (1920, на рус. яз.).
Большое значение в развитии муз. культуры города имел Казах. нац. драм. т-р (переведён из Кзыл-Орды в 1928), мн. артисты к-рого были певцами (А. Кашаубаев, И. Байзаков, Ж. Елебеков, Е. Умурзаков, К. Джандарбеков и др.). Постановки этого т-ра были насыщены музыкой (руководил оркестром и писал музыку к спектаклям Д. Мацуцин). В 1933 от драм. т-ра отделилась муз. труппа и была создана Муз. студия, а в 1934 — Музыкальный т-р (первая пост. — муз. комедия «Айман-Шолпан», музыка народная в обр. И. Коцыка). В 1937 театр реорганизован в Казахский театр оперы и балета с двумя труппами (казах. и рус).
В 1931 начало работать муз. радиовещание: были организованы первый казах. проф. хор (1933), оркестр рус. нар. инструментов (1931), симф. оркестр (1935), разл. инстр. ансамбли. В 30 — 40-е гг. создаются спец. учебные заведения: муз.-театр. техникум (1932), муз.-хореографич. школа (1934). Значит. событием в муз. жизни города явилось открытие в 1944 консерватории (с 1963 — Ин-т искусств им. Курмангазы), положившей начало подготовке казах. проф. музыкантов. В 1933 студенты муз.-театр. техникума создали небольшой домбровый ансамбль, преобразованный в 1934 в Гос. оркестр казах. нар. инструментов (с 1944 — им. Курмангазы; первый худ. рук. и дирижёр А. К. Жубанов).
В 1935 открывается Казах. филармония им. Джамбула, вскоре ставшая средоточием муз.-конц. жизни А.-А. В её составе: Казах. хор (1937, с 1939 — Гос. хор. капелла; первый худ. рук. и гл. дирижёр Б. В. Лебедев), симф. оркестр (1939, организатор и первый дирижёр М. М. Иванов-Сокольский). В 1955 в А.-А. создан Гос. ансамбль песни и танца Казах. ССР (худ. рук. и режиссёр-хореограф Л. Д. Чернышёва). В 1939 организован Союз композиторов Казах. ССР. С 1945 в АН Казах. ССР работал Сектор искусствоведения, к-рый с 1961 вошёл в состав Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова.
В А.-А. проводятся респ. олимпиады самодеятельного иск-ва, конкурсы нар. т-ров, гастроли обл. т-ров, недели и декады иск-ва др. республик, выступления сов. и зарубежных артистов и муз. коллективов.
В А.-А. работают (1972): Казах. т-р оперы и балета им. Абая, Респ. уйгурский т-р муз. комедии, Респ. корейский муз.-драм. т-р, Казах. филармония, Гос. оркестр казах. нар. инструментов им. Курмангазы, Ин-т иск-в им. Курмангазы, Муз. уч-ще им. П. И. Чайковского, средняя муз. спец. школа им. К. Байсеитовой, муз. школа-интернат для одарённых детей им. А. Жубанова, 8 районных муз. школ, хореографич. уч-ще, Респ. студия эстрадного иск-ва, хор. студия оперного т-ра, респ. дома нар. творчества и художеств. самодеятельности профсоюзов. В Казах. оперном т-ре и филармонии работают: нар. арт. СССР Р. М. Абдуллин, Р. Т. Багланова, Р. У. Джаманова, Е. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова, нар. арт. Казах. ССР М. А. Абдуллин, Ш. Бейсекова, Б. Д. Досымжанов, Ж. Омарова, А. Умбетбаев, Э. Епонешникова и мн. др.
Литература: Джусупбеков С. Д., Кузнецова О., Алма-Ата — столица Казахской Советской Социалистической Республики, А.-А., 1939; Алма-Ата, А.-А., 1958; Алма-Ата — столица Казахской ССР, А.-А., 1960; Маляр И., Фельд М., Алма-Ата, 100 улиц, 1000 фактов, А.-А., 1966.
Б. Г. Ерзакович
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.