Молдавская музыка

Категории словаря

Молдавская музыка

Глубоко самобытная музыкальная культура Молдавии складывалась на протяжении мн. веков в тесной взаимосвязи с муз. творчеством соседних слав. народов, а также румын и венгров. В основе молд. нар. музыки лежат диатонические лады: ионийский, миксолидийский, эолийский, фригийский, дорийский (нередко с повышенной 4-й ступенью), гармонич. и дважды гармонич. минор и разл. переменные лады. Для более ранних фольклорных образцов характерны наряду с полными диатоническими ладами пентатоника и др. звукоряды. Нар. песни преимущественно одноголосны, но в р-нах, соседствующих с Украиной, встречается и 2-голосное пение. Наиболее древними являются трудовые и обрядовые песни: колядки, застольные, свадебные плачи («Желя миресей» — «Жалоба невесты»), похоронные (бочет). Велика роль музыки в разл. обрядовых действах, явившихся ранними видами театр. нар. представлений: зимние игры — иродзий, хайдучий, капра, маланка, весенние — кэлушул, летние — дрэгайка, папаруда, калоянул и др. В историч. и эпич. песнях типа баллады (кынтек бэтрынеск) отражена борьба народа против иноземных захватчиков и бояр-феодалов. Героями баллад являются нар. мстители — гайдуки — Бужор, Тобулток, Кодряну, Миху Копилу, Тома Алимош и др. Одной из наиболее древних является баллада «Миорица» («Вещая овечка»), отразившая пастушеский быт, любовь к родной природе. Значит. место занимают бытовые песни (лирич., шуточные и застольные) и песни социального протеста (батрацкие, гайдуцкие, рекрутские; среди них «Бате-й доамне, пе чокой» — «Побей, бог, бояр», мелодия которой с новым текстом широко бытовала в среде политзаключённых в годы рум. оккупации Бессарабии). Особое место принадлежит дойне (т. н. кынтек-де желе — песня печали) — жанру вок. и инстр. музыки, возникшему в пастушеской среде и объединяющему широкий круг лирич., эпич. и героич. образов (см. Дойна). В кон. 18 — нач. 19 вв. формируется гор. песня-романс. В 19 в. под влиянием песен декабристов, разночинцев, а затем и рус. пролетариата возникает и развивается молд. революц. песня.

Народная песня «Бате-й доамне, пе чокой» («Побей, бог, бояр»). Обработка Н. Вилинского.

Большой интерес представляют песни, созданные в годы Великой Отечеств. войны 1941–45. Многочисленны нар. танцы Молдавии (молд. название пляски — жок или хора). Преобладают групповые танцы: хора, бэтута, сырба, молдовеняска, жок и др. По своему содержанию и происхождению мн. из них связаны с производственной деятельностью: коаса (коса), пынза (полотно), фусул (веретено), сысыяк (амбар для кукурузы), чобэняска (пастушеский танец), тэбэкэряска (танец кожевников), поама (виноград), жокул оилор (танец овечек) и др. Особую группу составляют свадебные танцы: данцул миресей (танец невесты), оляндра (лирич. девичий танец), остропэцул (танец обыгрывания приданого), хангу (быстрый муж. танец), жокул маре (общий танец, завершающий свадебный пир). В 19 в. появились парные танцы: венгерка, русяска (русская), ынвыртита (круговой танец), полька, и сюжетные танцы: «Фата попий» («Поповская дочка»), «Хулубица» («Голубица»), «Фоарфечеле» («Ножницы») и др. После установления Сов. власти в Молдавии возникли новые нар. песни и танцы (среди них танец «Букурия» — «Радость»). Среди молд. нар. инструментов: струнно-щипковые — кобза; струнно-ударные — цимбалы; язычковые щипковые — дрымба (варган); духовые — флуер и кавал (малая и большая пастушеские свирели), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (трембита). Издавна в Молдавии стала нар. инструментом скрипка, с 19 в. — труба, кларнет, тромбон, контрабас. Оркестры молд. нар. инструментов наз. тарафами. Носители традиций молд. нар. музыки — лэутары — певцы и инструменталисты. Среди них известные в 19–20 вв. Барбу Лэутару (к-рого высоко оценил Ф. Лист), Янку Пержа, Костаке Марин, Георге Херару, Костаке Парно, Александр Лемиш, Тимотей Няга, Георге Мурга и др. Начиная с ср. веков лэутары объединялись в цеховые организации. Кроме народных песен и танцев, репертуар лэутаров включал и инструментальные фантазии, виртуозные пьесы программного характера (например, широко известная фантазия «Чокырлия» — «Жаворонок»).

Первые очаги проф. муз. культуры возникли в Молдавии в ср. века — в монастырях, при княжеских дворах и в воинской среде. После освобождения Бессарабии от тур. ига и её присоединения к России (1812) развитие проф. молд. музыки происходит более интенсивно. Развивается хор. пение, особое значение приобрёл хор духовной семинарии, открытой в Кишинёве (1813). В 1-й пол. 19 в. зарождается светская муз.-конц. жизнь. Крупные помещики имели свои оркестры нар. молд. инструментов, в к-рых играли крепостные музыканты. В 20-х гг. 19 в. славился тараф «домашних музыкантов» боярина Варфоломея, в Кишинёве в доме колежского асессора З. Ралли устраивались муз. вечера, на к-рых бывал А. С. Пушкин. В 1818 в доме Ф. Крупенского состоялись первые публичные театр. представления с музыкой. Позже одним из центров муз.-театр. жизни города стал дом М. А. Зилоти.

Начиная со 2-й пол. 19 в. укрепились культурные связи Молдавии с Россией и Украиной, а также с соседней Румынией, что привело к оживлению муз. жизни края. В Молдавии гастролируют рус. и иностр. оперные труппы, хоры, выдающиеся исполнители. Широкую конц. деятельность развернули и местные музыканты-скрипачи П. И. Шумский, К. П. Гулак-Артемовский, П. И. Каховский, пианисты Н. И. Бонгарт, Бибер-Гальперина, виолончелист В. П. Гутор. Уроженки Бессарабии — певицы Б. И. Куза, Л. Я. Липковская пели на крупнейших оперных сценах в России и за рубежом. В 1880 организовано Кишинёвское об-во любителей музыки «Гармония», в 1899 — Кишинёвское отделение РМО (его возглавил композитор и пианист B. И. Ребиков), при к-ром были созданы муз. классы (с 1900 муз. уч-ще). Существовали и частные муз. школы (В. П. Гутора, К. Ф. Хршановской, В. Сироцинского). В 19 в. возрос интерес к молд. нар. музыке. Записи молд. мелодий были опубликованы в сб. А. Панна, Ф. Ружицкого, К. Микули, Т. Бурада. Среди зачинателей проф. музыки — композитор, педагог, фольклорист и хормейстер Г. В. Музическу, автор многочисл. хор. произведений и обработок народных песен. В кон. 19 и в 20 вв. расцветает хоровое иск-во. Среди видных хоровых деятелей — М. А. Березовский, А. В. Яковлев, З. Д. Поросеч.

В годы оккупации Бессарабии боярско-помещичьей Румынией (1918–40) муз. жизнь края развивается в сложных условиях из-за отсутствия поддержки официальных властей. Неудачей окончилась попытка Б. Белоусовой создать оперный т-р в Бессарабии (1919–21). Лишь благодаря усилиям отдельных энтузиастов — композитора, дирижёра и виолончелиста Г. А. Яцентковского, дирижёра и скрипача М. Я. Пестера, дирижёра, фольклориста и композитора М. К. Быркэ, пианиста Ю. М. Гуза, виолончелиста М. Г. Шильдкрета, вокалистов Л. Я. Липковской, M. P. Златовой, E. Шварцберг, Н. И. Нагачевского и др., — проводились концерты, ставились популярные оперы. Изредка гастролировали видные исполнители. Большую муз.-просветительную работу развернул в Бессарабии В. А. Булычёв, основавший симф. капеллу (1919) и Бессарабское муз.-историч. об-во с муз. школой при нём.

В Молд. АССР, созданной в 1924, началась плодотворная, систематич. работа, направленная на развитие нац. муз. культуры. Первоначально учреждения культуры и иск-ва были сосредоточены в г. Балта. При пед. уч-ще был создан хор под рук. Н. Ненева (Кулая Нениц) и струн. оркестр (рук. М. А. Кафтанати). В 1929 столицей Молд. АССР стал Тирасполь, в нём развернулась интенсивная муз. жизнь. В 30-е годы возникли новые муз. исполнительские коллективы: хоровая капелла «Дойна» (1930), Молд. муз.-драматич. т-р (1933), симф. оркестр (1935), ансамбль молд. нар. музыки (рук. Г. Мурга) при Радиокомитете. Плодотворно работали в этих коллективах дирижёры А. И. Климов, П. И. Бачинин, Б. С. Милютин, хоровой дирижёр К. К. Пигров; солисты-певцы Е. П. Будак и Г. Б. Брюнер. В 1937 в Одессе при Союзе композиторов Украины образовалось отделение молд. композиторов, работавших преим. в области песни (Д. Г. Гершфельд, В. Л. Поляков, П. И. Бачинин и др.).

Народная песня «Фрунзэ верде трий алуне» («Лист зелёный, три орешка»).

Хоровые обработки молд. нар. песен и инстр. произведения на молд. темы создавали в это время и укр. композиторы: H. H. Вилинский, C. Д. Орфеев, Л. С. Гуров, К. Ф. Данькевич, В. А. Золотарёв и др. В. Л. Полякову принадлежат первые симф. произв. на молд. темы (симф. поэма «Молдавия», сюита, обе в 1938), одноактный нац. балет «Иляна» (1938).

Новые широкие возможности открылись для развития муз. культуры М. после освобождения Бессарабии и воссоединения её с СССР и образования Молд. ССР (1940). К отряду молд. сов. музыкантов присоединилась большая группа музыкантов из Бессарабии: композиторы Шт. Т. Няга, Е. К. Кока, С. В. Златов, К. Н. Златов, Ш. Б. Аранов, М. К. Быркэ: дирижёр И. Б. Бейн; скрипачи М. Я. Пестер, А. А. Павлов; пианисты Ю. М. Гуз, А. М. Стадницкая; певицы Л. О. Бабич, Л. Я. Липковская и др.

«Дойна». Обработка С. В. Златова

Муз. центром становится Кишинёв. Здесь на базе ранее существовавших в Молд. АССР созданы в 1940: филармония, радиокомитет, республиканский дом нар. творчества, а также Союз композиторов. Впервые в Молдавии создаются высшее уч. заведение — консерватория и при ней муз. школа-десятилетка. Тяжкий урон муз. жизни Сов. Молдавии был нанесён вторжением фаш. захватчиков. После окончания Великой Отечеств. войны 1941–45 организуются новые коллективы: ансамбль нар. танца «Жок» (1945), оркестр молд. нар. инструментов (1949, с 1957 «Флуераш»), ансамбль нар. песни «Мугурел» (1967). Исполнительские коллективы имеются также при Комитете по телевидению и радиовещанию Молд. ССР: оркестр (1964), хор (1966), струн. квартет (1966), ансамбль нар. музыки «Фольклор» (1968). В 1957 начал свою деятельность Молдавский театр оперы и балета. Открыты новые муз.-уч. заведения: уч-ща в Кишинёве, Слободзее (с 1971 в Тирасполе), Бельцах, детские муз. школы.

Успешно развивается композиторское творчество. До 1940-х гг. молд. композиторы работали преим. в области массовых песенных жанров и инстр. пьес малых форм. Позже создаются крупные муз.-драматич., симф. и камерные произв. Зачинателями молд. сов. проф. музыки были Шт. Т. Няга и Е. К. Кока. Создателем нац. симфонизма стал Шт. Т. Няга, автор «Поэмы о Днестре» (1943), ставшей классич. произв. молд. музыки. Композитор применил в музыке «Поэмы» элементы широко бытующих в Молдавии жанров дойны и хоры, впервые симфонически развил молд. нар. темы. Шт. Т. Няга написал и первые значительные вок.-симф. произв., среди них кантаты — «Штефан великий» (1945), «Юбилейная» (К 25-летию Молд. ССР, 1949), оратория «Песнь возрождения» (1951), а также первый молд. концерт для скрипки с оркестром (1943). Е. К. Кока — автор первых молд. струн. квартетов (1940, 1948), симф. поэмы «Кодрул» (1948) и др. Его «Дойна ноуэ» для голоса с оркестром нар. инструментов приобрела широкую популярность. Жанр симфонии представлен в творчестве композиторов разл. поколений. В 1947 Л. С. Гуров создал свою 2-ю симфонию, программное произв. героико-эпич. плана, посв. памяти В. И. Чапаева. Первая симфония, возникшая на молд. тематич. материале, — «Праздничная» (к 25-летию Молд. ССР, 1949) принадлежит С. М. Лобелю, автору семи симфоний. 2-я симфония Лобеля посв. Г. И. Котовскому (1951), его 5-я симфония (1970), написанная к столетию со дня рождения В. И. Ленина, имеет черты оратории (для оркестра, хора и чтеца). Лирико-драматич. симфонию, осн. на молд. мелосе, создал Поляков (5-я, 1958). 6-я («Космическая», 1961) и 7-я (симфония-памфлет, 1966) симфонии Полякова являются программными. Он же автор триады концертов (для скрипки — 1953, для фп. — 1955, для виолончели 1960), а также концерта для оркестра («Concerto rustico» — «Сельский концерт», 1963). Новые тенденции, проявившиеся в стремлении к обновлению муз. яз. и в более глубоком и творчески индивидуальном претворении нар. мелоса, нашли своё выражение в симф. произв. Г. С. Няги (2-я симфония — 1967, сюита — 1970) и П. Б. Ривилиса (2 симфонии — 1961, 1967, симф. танцы — 1970, «Унисоны» — 1973). Первая молд. сов. историко-легендарная опера — «Грозован» Д. Г. Гершфельда (пост. в 1956) воскрешает образы нар. мстителей — гайдуков, возглавивших борьбу молдаван против тур. поработителей. В 1960 поставлена героико-революц. опера А. Г. Стырчи — «Сердце Домники» (3-я ред. 1970, под назв. «Героическая баллада»). Детская опера «Коза с тремя козлятами» (1967) З. М. Ткач написана по мотивам сказки Й. Крянгэ. В обл. балета работают Э. Л. Лазарев — «Сломанный меч» (пост. 1960), «Антоний и Клеопатра» (пост. 1965, к 400-летию со дня рождения Шекспира), «Арабески» (пост. 1970), B. Г. Загорский, создавший первый молд. балет на революц. тему — «Рассвет» (1960). Балеты написаны также Поляковым, А. Б. Муляром и др. В обл. камерно-инстр. и вок. музыки проявили себя Л. С. Гуров, А. Г. Стырча, C. М. Лобель, В. Г. Загорский, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Ш. Б. Аранов, С. Б. Шапиро, С. В. Лунгул, Д. Е. Георгицэ, Е. Д. Дога, Д. Г. Фёдов, Н. Г. Киоса и др. Больших успехов достигли композиторы в создании музыки к кинофильмам и драматическим пьесам (В. Л. Поляков, Д. Г. Фёдов, В. Г. Загорский, А. Г. Стырча, Э. Л. Лазарев, Е. Д. Дога).

Среди молд. музыковедов и фольклористов: засл. деят. иск-в Молд. ССР Л. А. Аксёнова; Б. Я. Котляров, А. С. Софронов, З. З. Столяр, Е. М. Ткач, Г. С. Чайковский, Н. И. Шехтман и др. В Молдавии выдвинулся ряд исполнителей: певицы — нар. арт. СССР Т. С. Чебан, М. Л. Биешу, нар. арт. Молд. ССР В. С. Савицкая, П. А. Ботезат, Т. Г. Алёшина, Л. В. Ерофеева, В. Н. Курин, H. H. Башкатов, исполнитель молд. нар. песен нар. арт. Молд. ССР Н. Сулак; засл. арт. Молд. ССР Г. Ешану; дирижёры — нар. арт. СССР Т. И. Гуртовой, хор. дирижёр нар. арт. Молд. ССР В. А. Гарштя; скрипачи — нар. арт. Молд. ССР С. А. Лункевич, засл. арт. Молд. ССР В. П. Негруца и др. В Молдавии проводятся различ. муз. фестивали и конкурсы, смотры художеств. самодеятельности.

В Молд. ССР работают (1975): Молд. т-р оперы и балета, Молд. муз.-драматич. т-р им. А. С. Пушкина, Муз.-драматический т-р в г. Бельцы; филармония, при ней: симф. оркестр, хор. капелла «Дойна», ансамбль нар. танца «Жок», оркестр молд. инструментов «Флуераш», ансамбль нар. песни «Мугурел», ансамбль «Лэутары» (1971) и др.; при Комитете по телевидению и радиовещанию Молд. ССР работают: оркестр, хор, струн. квартет, ансамбль нар. музыки «Фольклор»; Республиканский дом нар. творчества; Ин-т иск-в им. Г. Музическу (1963, создан на основе консерватории), 3 муз. уч-ща (в Кишинёве, Тирасполе, Бельцах), средняя спец. муз. школа-интернат им. Е. К. Коки, ок. 50 детских муз. школ.

Литература: Котляров Б. Я., О скрипичной культуре в Молдавии, Киш., 1955; Музыкальная культура Советской Молдавии. Сб. ст., М., 1965; Беров Л., Молдавские народные музыкальные инструменты, Киш., 1964; Столяр З. З., Молдавская советская симфония, Киш., 1967; Аксьонова Л. Кынтекул популор молдовенеск, Кишинэу, 1968; История музыки народов СССР, т. 1–5, М., 1970–74.

Л. А. Аксёнова, Н. И. Шехтман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Молдавский балет

реклама

вам может быть интересно

Путевой распев Церковная музыка
Органум Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Арабская музыка Национальные культуры
Ереван музыкальный Национальные культуры
Легенда Музыкальные жанры
Pas de trois, па-де-труа Балет и танец
Шри-Ланки музыка Национальные культуры
Стихира Церковная музыка
Будапешт музыкальный Национальные культуры
Целотоновый лад Термины и понятия
Жига Музыкальные жанры
Сирийская музыка Национальные культуры

Реклама