1) Азербайджанский, иранский, армянский, дагестанский (чoнгур, чугур), грузинский (тбри) струнный щипковый инструмент. Имеет 8-образный корпус в виде 2 чаш из тутового дерева, затянутых заменяющей деку мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку из орехового дерева. На грифе - 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Осн. лады фиксируются вставными деревянными колышками, находящимися в спец. желобке шейки. Старинный 4-6-струн. T. имел нетемперированный 19-ступенный звукоряд, включающий мелкие (менее полутона) интервалы; звук извлекался роговым плектром. Совр. Т. - 11-струнные (число струн увеличилось благодаря хорным удвоениям); басовые (гл. обр. бурдонные) одинарные струны находятся в центре, мелодические - парные, основные и дополнительные (последние используются только в каданcax), расположены по краям. Парные струны имеют постоянную настройку, одинарные - переменную (в зависимости от жанра и лада исполняемой пьесы, в т. ч. в макомах). Наиболее распространённая (одна из 13) настройка: с1, с 1; g, g; с1; с; g; g1, g1; с2, с2; диапазон: с - а2. Наигрыши на Т., как правило, представляют собой мелодию, исполняемую обычно на 2 струнах в унисон (иногда на одной; тогда 2-я становится резонирующей) и опирающуюся на эпизодически включаемые аккорды. Нижний регистр Т. - густой, насыщенный, бархатистого тембра, верхний - звонкого, серебристого. Т. - исключительно виртуозный инструмент, используется как сольный, в ансамблях (с кеманчой и дафом) и оркестрах нар. инструментов для исполнения мугамов, танц. и песенных мелодий.
2) Арабский круглый бубен с металлическими дисками на обруче.
Литература: Абдуллаева С., Народные музыкальные инструменты Азербайджана, Баку, 1972; Eолян И., Очерки арабской музыки, М., 1977.
В. Садыкова